Структура рынка услуг почтовой связи и его состояние по видам услуг

Емкость рынка услуг почтовой связи в России в 2010 году составила более 30 млрд. рублей (около 1 млрд. долларов США), что составляет 0,3 процента валового внутреннего продукта России. В странах Европейского союза на долю рынка услуг почтовой связи приходится более 1 процента валового внутреннего продукта, а в США - около 1,3 процента, что свидетельствует о необходимости развития данного рынка в России и повышения его вклада в российскую экономику.

Доля основных услуг, предоставляемых операторами почтовой связи, распределяется следующим образом: выплата и доставка пенсий и пособий - 24 процента, почтовые переводы - 17 процентов, распространение и доставка печатных изданий - 16 процентов, пересылка письменной корреспонденции - 14 процентов и экспресс-почта - 11 процентов.

Основные направления деятельности организаций федеральной почтовой связи и других операторов рынка различаются. В деятельности организаций федеральной почтовой связи преобладает оказание традиционных услуг: выплата пенсий и пособий (24 процента), пересылка письменной корреспонденции (18 процентов), распространение печатных изданий (13 процентов), пересылка почтовых переводов (11 процентов).

Деятельность негосударственных операторов почтовой связи включает в себя выплату пенсий и пособий (20 процентов), доставку печатных изданий (20 процентов), переводы денежных средств (26 процентов), а также более дорогую и высококачественную услугу - экспресс-почту (26 процентов).

Письменная корреспонденция

Объем письменной корреспонденции в России в 2010 году составил более 1,3 млрд. штук. В пересчете на душу населения количество писем в России ниже не только уровня Западной Европы и Северной Америки, но и стран, где валовой внутренний продукт на душу населения сопоставим с российским.

Например, в России на человека в год приходится 8 писем, а в США этот показатель составляет 700 писем, во Франции - 432, в Германии - 252, в Чехии - 68, в Польше - 48, в Бразилии - 26 и в Индии - 15.

Средняя скорость пересылки письменной корреспонденции в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых и развивающихся стран. Например, между странами Европейского союза более 80 процентов писем идут в среднем 3 дня, а внутри стран Европейского союза более95 процентов писем доставляются на следующий день после отправки. В России, по официальной статистике, 84 процента письменной корреспонденции доставляется в контрольные сроки, которые составляют до 20 дней, а по Москве контрольный срок пересылки тот же, что и между странами европейского союза.

Тарифы на пересылку письменной корреспонденции, государственное регулирование которых осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в настоящее время поддерживаются на более низком уровне, чем в других государствах.

В настоящее время тариф на пересылку простого письма весом до 20 г (введенный в действие 10 июня 2003 г.) составляет 4 рубля 25 копеек, то есть 0,14 доллара США (в районах Крайнего Севера действуют повышающие коэффициенты), в то время как в Бразилии - 0,17 доллара США, в Польше - 0,3, в США - 0,37, а в Мексике - 0,6. Оплата услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции составляет в России 0,2 процента расходов населения.

Низкое качество услуг почтовой связи обусловлено недостаточным уровнем автоматизации обработки корреспонденции, так как большое количество ручных операций при сортировке письменной корреспонденции не только замедляет этот процесс, но и значительно увеличивает количество погрешностей при сортировке и, соответственно, процент неправильно отправленной почты.

В настоящее время доля негосударственных операторов в секторе письменной корреспонденции составляет около 2 процентов, в то время как доля организаций федеральной почтовой связи - более 98 процентов. Такая ситуация соответствует мировой практике, что обусловлено экономическими особенностями этого сектора. Доля государственных операторов в странах Западной Европы и Северной Америки составляет 98 процентов, а в Восточной Европе - 95 процентов.

По данным исследований Всемирного почтового союза, темпы развития сектора письменной корреспонденции рынка услуг почтовой связи определяют следующие основные факторы:

  • экономические (рост валового внутреннего продукта, развитие секторов рынка, являющихся основными потребителями услуг почтовой связи, инфляционные процессы);
  • социально-демографические (изменение числа домохозяйств, уровня образованности населения);
  • технологические (развитие инфокоммуникаций и замещение услуг почтовой связи другими инфокоммуникационными услугами);
  • внутриотраслевые (деятельность организаций почтовой связи, органов государственного управления).

С развитием инфокоммуникационных технологий услуги почтовой связи не уходят в прошлое - зарубежный опыт свидетельствует о возможностях их конвергенции и совместного развития. Согласно прогнозам Всемирного почтового союза и Международного союза электросвязи в 2010 году письменная корреспонденция составила около 15 процентов мирового рынка коммуникаций по количеству сообщений, факсимильная связь и телефон - 75 процентов, а электронная и гибридная почта - 10 процентов.

Главным условием развития рынка услуг почтовой связи является повышение скорости и надежности, а также увеличение частоты доставки почтовых отправлений. При сохранении существующего уровня качества инфраструктуры почтовой связи рост объемов данных услуг не будет превышать роста валового внутреннего продукта.

Радикальное улучшение качества услуг по пересылке письменной корреспонденции, предполагаемое настоящей Концепцией, приведет к дополнительному увеличению темпа роста объемов до 15 процентов в год.

Распространение периодической печати

В процессе социальных изменений в стране рынок периодической печати сокращался с 1990 по 1999 год в среднем на 20 процентов в год. Эта тенденция прекратилась в 2000 году, и к настоящему времени совокупный тираж периодических изданий стабилизировался на уровне 7,5 млрд. единиц в год, что составляет около 50 единиц периодических изданий на душу населения. Этот показатель соответствует базовому уровню развитых стран, где количество газет на душу населения составляет 75 единиц в Германии, 62 - в США, 51 - в Чехии, 45 - во Франции и 39 - в Испании.

Распространение периодической печати осуществляется по двум основным каналам - путем розничной продажи периодических изданий и доставки подписной периодики. С точки зрения пользователей эти два канала конкурируют.

В 1990 году подписная периодика составляла около 75 процентов совокупного тиража периодических изданий и доставлялась главным образом организациями федеральной почтовой связи. К 2000 году доля организаций федеральной почтовой связи в распространении периодической печати снизилась до 45 процентов. Одна из причин - наличие претензий со стороны потребителей на несвоевременную доставку периодики, несмотря на низкую стоимость услуг.

В некоторых регионах высокий уровень развития транспорта, логистики и инфокоммуникаций позволяет сокращать сроки и затраты на оказание услуг, создавая условия для успешной конкуренции между многими операторами. В сельской и труднодоступной местности складывается прямо противоположная ситуация, для улучшения которой необходимы активные меры со стороны государства.

Для повышения скорости прохождения почтовых отправлений, в том числе периодической печати, будут проведены работы по улучшению почтовой логистики на направлениях "центр - периферия" в рамках России и "город - село" в рамках регионов.

Общий рост доходов организаций, осуществляющих доставку периодических изданий, прогнозируется на уровне 4 - 5 процентов в год.

Выплата и доставка пенсий и пособий

Доставка пенсий и пособий является социально значимой услугой, особенно для пользователей в сельской местности. Россия является одной из немногих стран мира, где пенсионерам предоставляется услуга по доставке пенсий на дом. В то же время расширяются альтернативные способы получения пенсий и пособий, например перевод средств на банковский счет пользователя.

Сектор выплаты и доставки пенсий распределен между его участниками следующим образом: доля организаций федеральной почтовой связи составляет около 65 процентов, Сберегательного банка Российской Федерации - 20 процентов, других альтернативных доставочных компаний - 15 процентов.

Существует негативная тенденция выборочного освоения данного сектора негосударственными компаниями по доставке пенсий и пособий в основном в крупных городах, что может привести к ухудшению качества обслуживания пенсионеров в сельской местности.

Почтовые переводы

Услуги по переводу денежных средств между физическими и юридическими лицами, аналогичные почтовым переводам, в России оказывают агенты международных систем денежных переводов и российские банки. Послать денежный перевод без открытия счета может любой гражданин в любом банке России, имеющем право на работу с физическими лицами.

Однако для многих граждан страны почтовые переводы являются единственной доступной услугой по переводу денежных средств в связи с недостаточной развитостью банковской сети в сельских регионах.

Организации федеральной почтовой связи пересылают почтовые переводы в те же контрольные сроки, что и заказную письменную корреспонденцию (до 20 дней), в то время как скорость банковского перевода составляет 3 - 5 дней. Для повышения качества данного вида услуг, обеспечения высоких темпов роста их объемов требуется расширение взаимодействия организаций федеральной почтовой связи и Сберегательного банка Российской Федерации, других банков и некредитных организаций в части осуществления обслуживания населения в сельских и труднодоступных районах.

Экспресс-почта, курьерская почта, посылки

Экспресс-почтой являются индивидуальные регистрируемые почтовые отправления, пересылаемые по системе ускоренной почты в сроки, которые существенно короче утвержденных контрольных сроков. Курьерской почтой являются регистрируемые почтовые отправления, доставляемые лично сотрудником оператора услуг от отправителя до адресата.

Услуги курьерской и экспресс-почты характеризуются более высоким качеством по сравнению с услугами по пересылке письменной корреспонденции и посылок и являются более дорогостоящими.

Качество услуг экспресс-почты на российском рынке соответствует базовому уровню качества этих услуг в развитых странах как по скорости, так и по надежности пересылки.

Прогнозируется, что российский рынок экспресс-почты будет развиваться темпами, характерными для рынков Восточной Европы в целом, что составит около 15 процентов в год. Также предполагается сохранение тенденции преобладания на рынке крупных международных компаний.

Услуги курьерской почты в России в основном предоставляются частными российскими компаниями и являются прибыльным, а потому и быстроразвивающимся делом. Организации федеральной почтовой связи в этом секторе рынка услуг в настоящее время практически отсутствуют. Качество услуг курьерской почты в России соответствует базовому уровню качества этих услуг в развитых странах. Темпы роста услуг курьерской почты в 2010 году выросла на 10 - 15 процентов в год.

Объем услуг по пересылке посылок в России составляет 13 млн. посылок в год и в расчете на душу населения - около 0,1 посылки в год, тогда как в Европейском союзе этот показатель - 6,8.

Основным фактором роста этого сектора рынка услуг почтовой связи является быстрое развитие услуги "товары - почтой".

При прогнозировании развития услуг по пересылке посылок в рамках настоящей Концепции предполагается, что темпы роста этого сектора составят 25 процентов в год до 2012 года и 15 процентов в год в 2016 годах главным образом за счет предоставления услуги "товары - почтой".

Почтовые инфокоммуникационные услуги

К концу XX столетия изменения в жизни общества, связанные с внедрением и развитием инфокоммуникационных технологий и сети Интернет, привели к появлению концепции информационного общества, предполагающей использование информации в качестве главного фактора для развития экономики, науки, образования, культуры и социальной сферы.

Рост российского рынка информационных технологий в 2012 году по сравнению с 2010 годом составил более 18 процентов.

Доля информационных технологий в валовом внутреннем продукте России в настоящее время составляет 0,6 процента, тогда как в развитых странах - 10 - 15 процентов. К 2016 году планируется увеличить долю сектора информационных технологий в 3 - 4 раза по сравнению с существующим уровнем.

С использованием информационных технологий реализованы такие проекты, как осуществление коллективного доступа в сеть Интернет на базе отделений почтовой связи ("КиберПочт@"), а также печать и доставка подписчикам газет, полученных через сеть Интернет в отделениях почтовой связи ("КиберПресс@").

С целью обеспечения доступа в сеть Интернет для российских граждан организации федеральной почтовой связи могут использовать свою инфраструктуру, системы доставки материальных ценностей и перевода денежных средств для предоставления целого комплекса новых инфокоммуникационных услуг, относящихся к сферам электронного бизнеса, электронной коммерции, рекламы, дистанционного обучения и т.д.

Сеть почтовой связи является одним из важнейших инструментов реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". Ускорение этого процесса зависит от поддержки развития федеральной почты со стороны государства посредством федеральных целевых программ.

3. Стратегические цели развития предприятия ( СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФГУП «Почта России» в 2012–2016 годах)

Стратегия развития Почты России направлена на реализацию трех стратегических целей:

•Рост объемов продаж:

- ключевое направление Стратегии развития: рост объемов продаж на рынке письменной корреспонденции за счет развития товарного предложения и роста продаж на рынке доставки посылок за счет развития комплекса услуг компании на растущем рынке.

•Повышение качества предоставления услуг:

достижение лидирующих позиций в условиях высокой конкуренции за счет повышения качества оказания услуг через развитие технологической инфраструктуры, призванной обеспечить сокращение сроков доставки, роста сохранности почтовых отправлений и повышения качества клиентского сервиса, обеспечивающих рост воспринимаемого потребителями качества оказания услуг Предприятия.

•Рост прибыльности:

реализация эффекта масштаба за счет увеличения объемов продаж и последовательная реализация крупных инициатив по снижению издержек обеспечат выход предприятия на окупаемость в среднесрочной перспективе.

Перед предприятием стоит выбор между тремя сценариями дальнейшего развития. Критериями выбора являются: потенциал роста доходов, прибыльность, необходимость государственной поддержки, стоимость бизнеса. При этом Почта России должна продолжать исполнять свою социальную функцию по обеспечению информационного обмена для жителей России. Первой схемой изменений является поддержание существующей модели бизнеса с умеренной реструктуризацией инфраструктуры и повышением эффективности - модель USPS. Второй вариант, направленный на сокращение затрат - модель «Сбербанка». Этот вариант подразумевает агрессивное сокращение сети отделений почтовой связи (2/3 должны будут закрыться), ликвидацию убыточных отделений, концентрацию на ключевых услугах. Третья модель (модель Deutsche Post) -предполагает ориентацию на рост объемов оказанных услуг, преимущественно в письмах, посылках и финансовых/банковских услугах за счет перестройки логистических и сетевых процессов для повышения качества сервиса, ожидаемого потребителями.

Проведенный анализ трех парадигм развития показал предпочтительность модели интенсивного роста объемов за счет концентрации на повышении качества. Первый сценарий ведет к низким операционным и финансовым показателям деятельности и требует роста финансирования со стороны государства. Вторая схема может быть привлекательна с точки зрения финансов, но не позволяет выполнять социальную функцию Почты России. Третья модель - наиболее сложная с точки зрения реализации, требующей существенных финансовых и управленческих усилий. Однако именно она позволяет обеспечить долгосрочное развитие бизнеса и одновременное выполнение социальной задачи.

Реализация данных целей позволит существенно улучшить финансовые результаты Почты России. Выручка вырастет в 1,3 раза в ценах 2010 года, при этом ее уровень останется в 6-7 раз ниже уровня крупных западных почтовых операторов. Прибыльность организации за счет эффекта масштаба и реализации крупных оптимизационных инициатив значительно вырастет и выйдет на среднеотраслевой уровень к 2016-2018 годам. Почтовый банк не окажет значительного воздействия на выручку предприятия, однако критичен для роста прибыльности и существенно влияет на стоимость бизнеса -последняя возрастет, согласно нашим ожиданиям, на 30-35%.

Развитие предприятия в рамках подготовленной Стратегии развития опирается на существующие ключевые рынки, где у Почты России есть высокий потенциал роста. Первый приоритет управленческих усилий -достижение вышеописанных задач. Однако Почта России имеет дополнительный потенциал роста доходов в средне- и долгосрочном периоде за счет новых направлений деятельности. Наиболее перспективными сегодня являются: предоставление доступа граждан к государственным (муниципальным) услугам, предоставление сервисов по удаленному доступу к услугам Почты России и гибридная почта. Гибридная почта в дальнейшем должна стать неотъемлемой частью услуги прямой доставки.

Рассмотрим возможные новые направления деятельности подробнее: организация предоставления доступа граждан к государственным (муниципальным) услугам или создание многофункциональных центров (МФЦ), обеспечивающих возможность предоставления в одном месте большого спектра публичных услуг, обещает быть весьма востребованной и актуальной услугой, выгодной как государству (муниципальным органам управления), так и потребителям. ФГУП «Почта России» обладает инфраструктурой по обеспечению коллективного доступа в Интернет, которая может быть использована в качестве удаленных рабочих мест МФЦ.

Сегодня Почта России планирует осуществить пилотные воплощения данной услуги и оценить возможный финансовый эффект от ее внедрения; гибридная почта - инновационная услуга, предназначенная для оптимизации массовых рассылок. В этой комплексной услуге заинтересованы государственные и коммерческие организации, осуществляющие массовые адресные рассылки почтовой корреспонденции. Предполагается, что сообщаемая гражданам информация вместе с базой имен и адресов ее получателей направляется в электронном виде в ближайшие к адресатам печатные центры, где она распечатывается в виде индивидуализированного документа и упаковывается в почтовый конверт. Развитие услуги в 2011-2013 годах на территории РФ учитывает Программу инновационного развития.

Лекция 4-5 Стратегия и планирование маркетинга

План лекции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: