Публичная орг-ция общества осущ-ся гос органами и органами мсу. Создание органа должно определяться потребностью общества, а также должны определяться посредством закона:
ü компетенция органа,
ü полномочия должностных лиц органа,
ü требования к д-ти органа,
ü сфера его д-ти,
ü цель его д-ти.
Предпринимательство подпадает под сферу влияния органа, отсюда ограничение экон, предпринимательской д-ти. Нормально ли это? Да, свобода частного лица не безгранична.
Для чего? Все ограничения свободы предпринимательства чем-то обоснованы:
v Например, антимонопольные органы создаются для обеспечения конкуренции. Монопольная экономическая власть сравнима с политической властью. И с тз потребителей тоже монополисты не желательны.
v Налогообложение. Решение социальных задач, потребности социально не защищенных слоев общества.
v Защита прав потребителей от предпринимателей. Ст. 426 – потребитель вправе понудить орг-цию к заключению публичного договора +ЗПП 1996. Ограничение прав предпринимателей направлено на обеспечение прав работников в области ТЗ.
|
|
v Требования к предпосылкам осуществления предпринимательской деятельности. Легитимация нужна:
А) Гос регистрация предпринимателя как субъекта-участника рыночных отношений.
Б) Так же и лицензирование
v Требования к процессу осуществления предпринимательской д-ти – соблюдение правил охраны труда, окр среды, технологий, ККМ, бух учет, требования к качеству и т.д.
v Требования к результатам предпринимательской д-ти: бух отчетность, уплата налоговых сборов, статистическая отчетность и т.д.
Ограничения дб в ясных формулировках выражены в соответствующих нпа, со всеми ограничениями и соотв полномочиями органов.
Публичные органы мб подразделены в зависимости от х-ра компетенции на:
ü Органы общей компетенции – занимаются орг-цией всех сфер жизни общества, нет специализации. Президент, ГД, Правительство.
ü Органы специальной компетенции – органы, которые занимаются организацией какой-либо одной или нескольких связанных между собой сфер жизни общества. Создаются и на фед уровне, и на уровне субъекта РФ, и на уровне мсу.
ü Органы «особые», сложно определить компетенцию. Счетная Палата РФ – осущ-т контроль за расходованием бюджетных средств (вроде и специальная компетенция, с др стороны – касается специальных сфер трата средств в конченом счете), так же Прокуратура РФ, ЦБ РФ.
Система ФОИВ (специальная компетенция ). Указ Президента от 12 мая 2008 – Вопросы системы и структуры фоив.
Орг-пр формы органов (и др предусмотренные законом формы, ибо иногда публ функциями наделяются субъекты, предназначенные не для властной д-ти, типа Госкорпораций):
|
|
ü Федеральные министерства (минэкономразвития РФ)
ü Фед службы (ФНС)
ü Фед агентства (ФАУГИ)
Это деление – 1 из главных идей административной реформы, проводимой с 2004 года (ранее были гос управления и гос комитеты). В основе была идея о том, что:
ü Министерства – политика в соотв сфере и нормативно-пр регулирование
ü Службы – должны заниматься надзором и контролем
ü Агентства – призваны осуществлять государственные услуги (ФАУГИ – учет гос имущества, сдача в аренду, осущ-ние регистрации и т.д.)
Практика показала, что идея не проводится 100% так, как планировалось. Если подразделить все четко, органов будет еще больше. Сейчас – только на фед уровне – порядка 60 органов! Функции оказания услуг есть и у министерств, службы издают нпа (ФСФР – осуществляла и нормативное регулирование, и гос услуги!). -
Есть документы о взаимодействии органов, например, Типовой регламент взаимодействия фоив – ППравительства 19.01.2005.
Создаются органы, опр-ся их компетенция, а также контролируются - Правительством. Однако, тн силовые ведомства - ФСБ, Минобороны, Минюст, МЧС, МИД, МВД – учреждаются и контролируются Президентом.
Фед органы создают терр органы в субъектах РФ, передают дд полномочия (от федерации субъекту и наоборот), соглашения по распределению полномочий.