Не дб волюнтаризма власти. Методы мб классифицированы по разным критериям – с тз теории (практика всегда шире классификаций).
v Метод прямого воздействия на общественные отношения (административный метод). Часто в кризисных, предкризисных условиях, в военной д-ти, д-ти силовых структур.
v Метод косвенного воздействия на общественные отношения (экономический метод). В приоритете в экономически развитых обществах. Воздействие посредством развития самого общества.
*Закон об основах гос регулирования внешнеторг д-ти, ст. 12: исходя из принципа либерализации, основной метод регулирования – таможенно-тарифное регулирование (это и есть экономический метод регулирования внешнеторг д-ти), есть определенный барьер – и дальше сам решай, ввозить/вывозить ли товар. *Ст. 21-24, 26, 27 этого закона: в виде исключения – методы нетарифного метода внешнеторг д-ти (админ методы): количественные ограничения (квотирование, лицензирование), и даже запрет экспорта/импорта.
Экономические методы регулирования – сокращение сфер лицензирование, упрощение форм лицензирования и т.д.
Наряду с гос регулированием, существует и гос контроль.
v Гос контроль
v Гос надзор
Гос контроль – по сферам осуществления:
ü За состоянием рынка. Антимонопольный контроль.
ü За безопасностью и качеством производимых товаров. Технический контроль (Технические регламенты).
ü За соблюдением регулируемых гос-вом цен на товары.
ü В сфере внешнеторговой д-ти. Экспортный, валютный, налоговый контроль (правильность исчисления налогов в бюджет).
Гос контроль - по формам гос контроля:
ü Предварительный контроль. Антимонопольный контроль за концентрацией капитала.
ü Текущий контроль. За правильностью ведения бухучета.
ü Последующий контроль. Налоговый контроль – за правильностью исчисления налогов.
И другие классификации, если имеют юр значение.
Отношение предпринимателей к публ-организации в сфере предпринимательства.
Добровольно исполняют соответствующие правила, если считают их справедливыми.
ü Если требования законные – действуют не методы убеждения, а принуждения. От-ть за неисполнение зак требований властей (глава 14 КоАП, глава 22 УК РФ).
ü Если требования незаконные – признание актов (нормативных/ненормативных) недействительными, возмещение убытков.
ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении гос контроля, надзора и мун контроля»: данный закон содержит гарантии защиты прав предпринимателей от незаконных действий публ органов при проведении последними проверок и прочее. Предприниматели в админ, суд порядке могут осущ-ть защиту своих прав. Недостаток закона (по мнению Попондопуло): при перечислении большого перечня сфер, где осущ-ся проверка, при закреплении принципов невмешательства и защиты – закон не имеет общего значения! L поэтому не распр-ся на ВСЕ формы проверки (типа налоговой проверки, проверки ЦБ и не которых других видов проверок, которые не указаны в законе!) Лучше бы не перечислять виды проверок, а чтобы действие закона распространялось на ВСЕ виды проверок как действие общего закона.
1.04.14.