Оценка Антикризисной программы Правительства РФ

В предложенной правительством антикризисной программе содержится три категории мер: уже принятые к исполнению, те, которые точно будут приняты, и те, решения по которым еще предстоит рассматривать в первом квартале 2015 года (Табл.3). Конкретному анализу подлежат только те предложения, по которым уже определены размеры финансирования. Из 60 пунктов программы лишь 18 имеют хоть какую-то финансовую оценку, содержат указания на предполагающиеся ассигнования – утвержденные или не утвержденные. Все остальные «антикризисные меры» заключаются в подготовке тех или иных нормативных документов. К сожалению, значительная часть предложений правительственной программы – не более чем слова, не подкрепленные рублем.

Если суммировать все меры: уже принятые, планируемые к принятию и подлежащие обсуждению в первом квартале (за исключением гарантий по кредитам), - объем их финансирования составляет 1 трлн.950 млрд рублей. Из этих денег банкам предоставляется 1 трлн. 665 млрд, или 85 процентов; все пункты, касающиеся поддержки банковской системы обеспечены конкретными деньгами, и в большом объеме. На социальные проекты и поддержку населения (инфляционную индексацию пенсий, пособий,лекарственное обеспечение и т.д.) отводится еще 11 процентов выделяемых на борьбу с кризисом средств. И примерно столько же – на все остальное, включая поддержку различных отраслей экономики, стимулирование импортозамещения.

В программе мы видим указания на проекты законов и правительственных постановлений, ближайший срок подготовки которых – середина февраля, а чаще речь идет о конце февраля, марте. Однако уже существуют подготовленные и внесенные оппозиционными депутатами Госдумы законопроекты, направленные на решение проблем, которые обозначены в правительственной программе. Принятие законопроектов, внесенных депутатами, может существенно ускорить реализацию антикризисных мер.

Парадоксально, но самое важное, то, что немедленно надо делать, - отраслевые программы импортозамещения – собираются готовить неспешно. К 1 апреля 2015 года ожидается издание актов об утверждении программ, а внесение актов, направленных на реализацию этих программ, – вообще к 1 июля 2015 г. (пункт 41). То есть не просто средств на реализацию программ импортозамещения не предусмотрено, а даже самих программ пока не существует. Между тем, строго говоря, программа выхода из кризиса – это и есть программа импортозамещения.

Развитие малого предпринимательства тоже, по-видимому, не считается приоритетом. Правительственной программой предусмотрена довольно быстрая разработка законов, расширяющих права субъектов федерации в предоставлении налоговых льгот малому и среднему бизнесу, хотя ясно, что в условиях финансового дефицита региональные власти отнюдь не поспешат воспользоваться этими правами. А вот проект закона, который мог бы реально поддержать так называемых самозанятых граждан, облегчив им регистрацию, уплату налогов и т.п., планируется представить (не принять!) лишь 1 августа.

Раздел «Поддержка отраслей экономики». Пункт 34: «Приоритезация мероприятий государственных программ Российской Федерации с целью финансирования наиболее приоритетных направлений программ и дополнительных антикризисных мер» (срок подготовки постановления – 6 марта). Пункт 35: «Пересмотр приоритетности мероприятий федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в целях обеспечения ввода объектов в 2015 году» (нормативные документы будут готовиться к 27 февраля). Дополнительное финансирование не предусмотрено. То есть поддержка банков означает направление им триллиона рублей, а поддержка реальной экономики – всего два расплывчатых пункта о «приоритезации приоритетов».

Раздел "Сельское хозяйство", пункт 38: "Корректировка механизма предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей". Эти субсидии сельхозпроизводителям уже предоставлялись, теперь же в качестве антикризисной меры предлагается всего лишь «корректировка механизма».

Пункт 39: «Расширение стимулирования кредитования строительства жилья экономического класса и объектов инженерной инфраструктуры по программе "Жилье для российской семьи", обеспечение бесперебойного функционирования и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и реализации инвестиционных проектов, проведение капитального ремонта многоквартирных домов». Средств на эти цели не предусматривается, планируется лишь разработка федерального закона.

Примечательно, что в графе «сроки», как правило, указывается не дата реализации того или иного антикризисного мероприятия, а лишь дата, к которой должен быть подготовлен соответствующий документ. Только подготовлен – даже не принят! Таким образом, правительственный антикризисный план фактически является не планом мероприятий, а всего лишь планом подготовки предложений.


Таблица 3

Оценка структуры финансирования антикризисных мер правительства

  Наименование Объем финансирования, млрд. рублей (оценка) Ожидаемый результат Оценка составителей антикризисного плана
1. Фактически предоставленные средства - 1 000 млрд. руб.
  Банковский сектор 1 000    
1.1. Докапитализация системно значимых кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в 2014 го ду 1000 (выделено в рамках исполнения федерального бюджета в 2014 году) капитализация кредитных организаций для поддержания необходимого уровня кредитования организаций приоритетных отраслей экономики Нецелесообразно (не более 200 млрд. рублей
2. Резервирование средств на 2015 год, размер ассигнований в I квартале 2015 не определен - 868,2 млрд. руб.
  Банковский сектор      
2.1. Докапитализация российских банков с использованием средств Фонда национального благосостояния с целью реализации инфраструктурных проектов   обеспечение финансирования реализации приоритетных инфраструктурных проектов Нецелесообразно
2.2. Предоставление государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" финансовых ресурсов за счет средств Фонда национального благосостояния   увеличение объемов кредитования организаций реального сектора экономики Нецелесообразно
  Субъектам федерации      
2.3. Увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации при условии реализации субъектами Российской Федерации региональных планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году   обеспечение сбалансированности и сокращение стоимости долга для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации Изменить форму предоставления с бюджетных кредитов на безвозвратные дотации и субсидии
  Сельское хозяйство      
2.4. Предоставление в 2015 году дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства   смягчение конъюнктурных и природно-климатических рисков, сохранение темпов кредитования агропромышленного комплекса Целесообразно
  Социальная сфера 108,2    
2.5. Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации 52,2 реализация дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе организация общественных работ и опережающего профессионального обучения, с целью снижения напряженности на рынке труда Переориентировать на создание рабочих мест в малом и среднем бизнесе
2.6. Резервирование бюджетных ассигнований на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными   обеспечение выплаты пособия по безработице при росте числа граждан, признанных в установленном порядке безработными Целесообразно
2.7. Резервирование бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации   компенсация российским производителям технических средств реабилитации потерь от колебаний валютного курса Целесообразно
2.8. Улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также компенсация расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, в том числе закупаемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи   выполнение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и обязательств Российской Федерации по предоставлению государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Целесообразно
3. Средства, которые будут предоставлены в 2015 году - 234 млрд. руб.
  Банковский сектор      
3.1. Предоставление государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации на цели докапитализации закрытого акционерного общества "Росэксимбанк"   обеспечение финансовой устойчивости закрытого акционерного общества "Росэксимбанк" при наращивании объема кредитных операций и соблюдении требований Банка России к уровню достаточности собственного капитала Нецелесообразно
3.2. Субсидирование процентной ставки закрытого акционерного общества "Росэксимбанк" по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции   увеличение объемов поддержки экспорта Нецелесообразно
  Субъектам федерации      
3.3. Продление на 2015 год программы софинансирования из федерального бюджета закупок субъектами Российской Федерации автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе   стимулирование спроса на автомобильную технику Целесообразно
  Реальный сектор экономики      
3.4. Формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса - головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации), реализующим проекты импортозамещения, в том числе в рамках соответствующих программ, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности   обеспечение бесперебойной работы промышленных предприятий  
3.5. Стимулирование обновления парка транспортных средств в 2015 году (утилизация)   стимулирование спроса на транспортные средства Целесообразно
  Малый бизнес      
3.6. Расширение мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе: предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Расширение мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе: предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере   создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты, создание и (или) модернизация рабочих мест на малых инновационных предприятиях, получивших поддержку Целесообразно
  Сельское хозяйство      
3.7. Выделение дополнительных средств на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику, реализуемую российскими машиностроителями сельскохозяйственным товаропроизводителям   стимулирование спроса на российскую сельскохозяйственную технику, снижение нагрузки на российских сельскохозяйственных товаропроизводителей Целесообразно
3.8. Осуществление имущественного взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Росагролизинг" в 2015 году для реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта   стимулирование спроса на российскую сельскохозяйственную технику, снижение нагрузки на российских сельскохозяйственных товаропроизводителей Целесообразно
  Социальная сфера      
3.9. Проведение с 1 февраля 2015 г. индексации страховых пенсий на сложившийся за 2014 год индекс роста потребительских цен   материальная поддержка граждан Целесообразно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: