В предложенной правительством антикризисной программе содержится три категории мер: уже принятые к исполнению, те, которые точно будут приняты, и те, решения по которым еще предстоит рассматривать в первом квартале 2015 года (Табл.3). Конкретному анализу подлежат только те предложения, по которым уже определены размеры финансирования. Из 60 пунктов программы лишь 18 имеют хоть какую-то финансовую оценку, содержат указания на предполагающиеся ассигнования – утвержденные или не утвержденные. Все остальные «антикризисные меры» заключаются в подготовке тех или иных нормативных документов. К сожалению, значительная часть предложений правительственной программы – не более чем слова, не подкрепленные рублем.
Если суммировать все меры: уже принятые, планируемые к принятию и подлежащие обсуждению в первом квартале (за исключением гарантий по кредитам), - объем их финансирования составляет 1 трлн.950 млрд рублей. Из этих денег банкам предоставляется 1 трлн. 665 млрд, или 85 процентов; все пункты, касающиеся поддержки банковской системы обеспечены конкретными деньгами, и в большом объеме. На социальные проекты и поддержку населения (инфляционную индексацию пенсий, пособий,лекарственное обеспечение и т.д.) отводится еще 11 процентов выделяемых на борьбу с кризисом средств. И примерно столько же – на все остальное, включая поддержку различных отраслей экономики, стимулирование импортозамещения.
|
|
В программе мы видим указания на проекты законов и правительственных постановлений, ближайший срок подготовки которых – середина февраля, а чаще речь идет о конце февраля, марте. Однако уже существуют подготовленные и внесенные оппозиционными депутатами Госдумы законопроекты, направленные на решение проблем, которые обозначены в правительственной программе. Принятие законопроектов, внесенных депутатами, может существенно ускорить реализацию антикризисных мер.
Парадоксально, но самое важное, то, что немедленно надо делать, - отраслевые программы импортозамещения – собираются готовить неспешно. К 1 апреля 2015 года ожидается издание актов об утверждении программ, а внесение актов, направленных на реализацию этих программ, – вообще к 1 июля 2015 г. (пункт 41). То есть не просто средств на реализацию программ импортозамещения не предусмотрено, а даже самих программ пока не существует. Между тем, строго говоря, программа выхода из кризиса – это и есть программа импортозамещения.
Развитие малого предпринимательства тоже, по-видимому, не считается приоритетом. Правительственной программой предусмотрена довольно быстрая разработка законов, расширяющих права субъектов федерации в предоставлении налоговых льгот малому и среднему бизнесу, хотя ясно, что в условиях финансового дефицита региональные власти отнюдь не поспешат воспользоваться этими правами. А вот проект закона, который мог бы реально поддержать так называемых самозанятых граждан, облегчив им регистрацию, уплату налогов и т.п., планируется представить (не принять!) лишь 1 августа.
|
|
Раздел «Поддержка отраслей экономики». Пункт 34: «Приоритезация мероприятий государственных программ Российской Федерации с целью финансирования наиболее приоритетных направлений программ и дополнительных антикризисных мер» (срок подготовки постановления – 6 марта). Пункт 35: «Пересмотр приоритетности мероприятий федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в целях обеспечения ввода объектов в 2015 году» (нормативные документы будут готовиться к 27 февраля). Дополнительное финансирование не предусмотрено. То есть поддержка банков означает направление им триллиона рублей, а поддержка реальной экономики – всего два расплывчатых пункта о «приоритезации приоритетов».
Раздел "Сельское хозяйство", пункт 38: "Корректировка механизма предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей". Эти субсидии сельхозпроизводителям уже предоставлялись, теперь же в качестве антикризисной меры предлагается всего лишь «корректировка механизма».
Пункт 39: «Расширение стимулирования кредитования строительства жилья экономического класса и объектов инженерной инфраструктуры по программе "Жилье для российской семьи", обеспечение бесперебойного функционирования и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и реализации инвестиционных проектов, проведение капитального ремонта многоквартирных домов». Средств на эти цели не предусматривается, планируется лишь разработка федерального закона.
Примечательно, что в графе «сроки», как правило, указывается не дата реализации того или иного антикризисного мероприятия, а лишь дата, к которой должен быть подготовлен соответствующий документ. Только подготовлен – даже не принят! Таким образом, правительственный антикризисный план фактически является не планом мероприятий, а всего лишь планом подготовки предложений.
Таблица 3
Оценка структуры финансирования антикризисных мер правительства
Наименование | Объем финансирования, млрд. рублей (оценка) | Ожидаемый результат | Оценка составителей антикризисного плана | |
1. | Фактически предоставленные средства - 1 000 млрд. руб. | |||
Банковский сектор | 1 000 | |||
1.1. | Докапитализация системно значимых кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в 2014 го ду | 1000 (выделено в рамках исполнения федерального бюджета в 2014 году) | капитализация кредитных организаций для поддержания необходимого уровня кредитования организаций приоритетных отраслей экономики | Нецелесообразно (не более 200 млрд. рублей |
2. | Резервирование средств на 2015 год, размер ассигнований в I квартале 2015 не определен - 868,2 млрд. руб. | |||
Банковский сектор | ||||
2.1. | Докапитализация российских банков с использованием средств Фонда национального благосостояния с целью реализации инфраструктурных проектов | обеспечение финансирования реализации приоритетных инфраструктурных проектов | Нецелесообразно | |
2.2. | Предоставление государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" финансовых ресурсов за счет средств Фонда национального благосостояния | увеличение объемов кредитования организаций реального сектора экономики | Нецелесообразно | |
Субъектам федерации | ||||
2.3. | Увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации при условии реализации субъектами Российской Федерации региональных планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году | обеспечение сбалансированности и сокращение стоимости долга для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации | Изменить форму предоставления с бюджетных кредитов на безвозвратные дотации и субсидии | |
Сельское хозяйство | ||||
2.4. | Предоставление в 2015 году дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства | смягчение конъюнктурных и природно-климатических рисков, сохранение темпов кредитования агропромышленного комплекса | Целесообразно | |
Социальная сфера | 108,2 | |||
2.5. | Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации | 52,2 | реализация дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе организация общественных работ и опережающего профессионального обучения, с целью снижения напряженности на рынке труда | Переориентировать на создание рабочих мест в малом и среднем бизнесе |
2.6. | Резервирование бюджетных ассигнований на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными | обеспечение выплаты пособия по безработице при росте числа граждан, признанных в установленном порядке безработными | Целесообразно | |
2.7. | Резервирование бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации | компенсация российским производителям технических средств реабилитации потерь от колебаний валютного курса | Целесообразно | |
2.8. | Улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также компенсация расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, в том числе закупаемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи | выполнение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и обязательств Российской Федерации по предоставлению государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг | Целесообразно | |
3. | Средства, которые будут предоставлены в 2015 году - 234 млрд. руб. | |||
Банковский сектор | ||||
3.1. | Предоставление государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации на цели докапитализации закрытого акционерного общества "Росэксимбанк" | обеспечение финансовой устойчивости закрытого акционерного общества "Росэксимбанк" при наращивании объема кредитных операций и соблюдении требований Банка России к уровню достаточности собственного капитала | Нецелесообразно | |
3.2. | Субсидирование процентной ставки закрытого акционерного общества "Росэксимбанк" по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции | увеличение объемов поддержки экспорта | Нецелесообразно | |
Субъектам федерации | ||||
3.3. | Продление на 2015 год программы софинансирования из федерального бюджета закупок субъектами Российской Федерации автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе | стимулирование спроса на автомобильную технику | Целесообразно | |
Реальный сектор экономики | ||||
3.4. | Формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса - головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации), реализующим проекты импортозамещения, в том числе в рамках соответствующих программ, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности | обеспечение бесперебойной работы промышленных предприятий | ||
3.5. | Стимулирование обновления парка транспортных средств в 2015 году (утилизация) | стимулирование спроса на транспортные средства | Целесообразно | |
Малый бизнес | ||||
3.6. | Расширение мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе: предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Расширение мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе: предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере | создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты, создание и (или) модернизация рабочих мест на малых инновационных предприятиях, получивших поддержку | Целесообразно | |
Сельское хозяйство | ||||
3.7. | Выделение дополнительных средств на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику, реализуемую российскими машиностроителями сельскохозяйственным товаропроизводителям | стимулирование спроса на российскую сельскохозяйственную технику, снижение нагрузки на российских сельскохозяйственных товаропроизводителей | Целесообразно | |
3.8. | Осуществление имущественного взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Росагролизинг" в 2015 году для реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта | стимулирование спроса на российскую сельскохозяйственную технику, снижение нагрузки на российских сельскохозяйственных товаропроизводителей | Целесообразно | |
Социальная сфера | ||||
3.9. | Проведение с 1 февраля 2015 г. индексации страховых пенсий на сложившийся за 2014 год индекс роста потребительских цен | материальная поддержка граждан | Целесообразно |
|
|
|
|