• В большинстве обществ в течение среднего детства происходит значительное расширение социального мира ребенка.
Развитие личности в расширяющемся социальном мире
• При рассмотрении развития личности в течение среднего детства представители психодинамического направления основное внимание сосредоточивают на психосоциальном развитии, когнитивисты — на формировании у детей Я-концепции и нравственности (морали), а теоретики социально-
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве 489
го научения основную роль отводят наблюдению, вознаграждению и наказанию.
• В течение среднего детства Я-концепция становится более реалистичной, сложной и организованной; большая часть Я-концепции ребенка проистекает из его сравнений себя с другими.
. Дети вырабатывают и поддерживают позитивную самооценку различными способами; успех в школе для многих из них имеет большое значение.
• Адекватная похвала за действительные достижения улучшает самооценку ребенка.
Социальное знание и моральное суждение
|
|
• Центральным моментом социализации является социальное познание, социальный вывод, а также понимание социальной ответственности и социальных предписаний — компоненты социального познания.
• Пиаже считал, что моральное развитие в период среднего детства проходит две стадии: морального реализма и морального релятивизма.
• Кольберг использовал в своем исследовании моральные дилеммы и пришел к выводу, что моральное развитие ребенка проходит три этапа: пред-конвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный; каждый из них разделяется на две промежуточные стадии.
• Теория Кольберга вызвала нарекания в отношении процедуры исследования, морального абсолютизма и тендерного уклона.
• Теория морального развития Гиллиган базируется на отношениях и заботе, а не на понятии справедливости.
• Различия моральных суждений представителей разных полов обычно снижаются по мере взросления.