Тема: Принципы воспитания:
Цель: Изучить на примерах некоторые принципы воспитания, понять их сущность и механизмы действия. Проверка полученных знаний на семинаре.
Основные понятия и категории:
1. Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.
2. Требования, предъявляемые к принципам воспитания:
§ обязательность;
§ комплексность;
§ равнозначность.
3. Принципы воспитания образуют систему:
· общественная направленность воспитания;
· связь воспитания с жизнью, трудом;
· опора на положительное воспитание;
· гуманизация воспитания;
· личностный подход;
· единство воспитательных воздействий.
Форма проведения занятия:
1. занятия проводятся в виде форума, где выступают студенты по проблемам принципов воспитания и происходит дискуссия по рассматриваемой теме;
2. на занятии проводится суд, где из числа студентов выбираются два человека, один из которых опровергает принцип, а другой, наоборот, доказывает его необходимость; все остальные студенты являются присяжными и одновременно предлагают тот или иной принцип для обсуждения; для каждого принципа выводится вердикт посредством простого голосования присяжных; в результате будет создана своя система принципов воспитания, которую можно будет сравнить с общепризнанной.
|
|
3. занятия проводятся в форме игровых ситуаций, в которых так или иначе описывается определенный принцип воспитания; аудитория должна догадаться, какой же принцип был заложен в данной конкретной ситуации; данная форма поможет студентам как будущим родителям использовать данные ситуации для воспитания в своем будущем ребенке определенных качеств.
Заключение.:
Результатом семинарского занятия должно стать понимание студентами необходимости строгого соблюдения принципов воспитания, комплексность их использования и их абсолютную равнозначность, а также понимания ими самих принципов и механизмов их использования, чтобы самим, как будущим родителям, использовать их в своих семьях.
Рекомендуемая литература
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды, М.,1989.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Учебник для вузов. СПб,2000.
4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.,1990.
5. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы. // Новое педагогическое мышление. – М., Педагогика, 1989.
6. Доронова Н. А. Программа «Радуга». – М., 1999.
7. Карпентер П. Воспитание во Франции. – Киев, 1985.
|
|
8. Крылова Н. М. Детский сад – дом радости. – М., 2000.
9. Макаренко А. Педагогическая поэма. – М., Детская литература, 1988.
10. Подласый И. П. Педагогика. – М., Владос, 2000
11. Победоносцев Г. А. Совершенствуем систему воспитания. – М., 1989.
12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. – М., 1977.
13. Яковлев К.С. Величие здравого смысла: человек эпохи Просвещения. – М., 1992
14. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М., 1996.
15. Педагогическая энциклопедия. Т.1. М.,1993; Т.М.,1999.
16. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. М., 1999.
17. Сластенин В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.