Цена договора определяется по соглашению сторон. В соглашении должны быть предусмотрены условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь

Существуют разные способы формирования стоимости услуг адвокатов: работа за процент от коммерческой выгоды клиента, почасовая оплата и фиксированная плата за выполненную работу.

Оплата услуг адвоката и виды этой оплаты. Существуют разные способы формирования стоимости услуг адвокатов: работа за процент от коммерческой выгоды клиента, почасовая оплата и фиксированная плата за выполненную работу.

Процент от дела. При данном способе ценообразования адвокаты получают определенный договором процент от коммерческой выгоды клиента. Под коммерческой выгодой здесь понимается объем денежных средств, который получает клиент в случае успеха в правовом конфликте. Этот способ возможен при включении в соглашение между клиентом и адвокатом условия о гонораре успеха.

На первый взгляд, такая система наиболее справедливая: адвокаты получают свой гонорар в случае успеха, то есть за конкретный результат – извлечение клиентом коммерческой выгоды. Однако и клиенты, и адвокаты сталкиваются с определенными проблемами.

Проблема адвокатов заключается в том, что вся работа должна быть ориентирована на достижение результата. В случае неудачи на какой-нибудь из стадий реализации проекта по предоставлению квалифицированной юридической помощи юристы могут остаться без своего гонорара, даже если эта неудача произошла не по их вине.

Почасовая оплата. Суть ее довольно проста: оговаривается часовая ставка работы адвоката, общее количество часов, и по окончании проекта клиенту выставляется счет, в котором подробно расписано все время, затраченное консультантом на проект. Эта форма оплаты пришла в Россию вместе с западными юристами и постепенно приживается здесь, хотя многие клиенты все еще предпочитают указывать в договоре полную стоимость работ или процент от своей коммерческой выгоды.

Почасовая оплата гарантирует исполнителю то, что все время, затраченное на работу, будет оплачено, но в то же время он теряет возможность получить сверхприбыль по сравнению со способом ценообразования «процент от прибыли». Для клиента подобная система выгодна тогда, когда он может четко контролировать работу адвокатов и уверен в их добросовестности.

Почасовая система оплаты применяется, как правило, в безрисковых делах. Часовая ставка довольно сильно отличается в западных и российских компаниях: ее размер зависит от квалификации юриста. Как правило, клиент не может повлиять на распределение времени работы, затраченного разными юристами.

Оплата за юридический продукт. Эта форма оплаты за готовую схему, юридический продукт; иными словами – это сдельная форма оплаты. Самый простой и наглядный пример – составление адвокатом юридических документов и юридическое консультирование.

Стоимость готового продукта обычно определяется в результате комбинирования нескольких подходов. Во-первых, затратный подход – объем времени, затраченный на создание продукта, определяет себестоимость продукта. Например, на стоимость искового заявления будет влиять такое обстоятельство, как наличие у адвоката шаблона искового заявления по подобному делу. Во-вторых, важную роль играют уровень спроса на данный продукт и наличие конкурентных предложений; иными словами – рыночная конъюнктура. Например, составление жалобы в европейский суд по правам человека будет стоить дороже, чем составление кассационной жалобы именно из-за отсутствия конкуренции на этом рынке.

Существует два случая, когда адвокаты прибегают к оплате за готовый юридический продукт:

-имеется готовый типовой продукт, который после некоторой доработки может быть продан клиенту (например, база типовых договоров);

-случай «поневоле», при котором в результате переговоров сторонам выгоднее договориться о фиксированной сумме.

Абонентское обслуживание. На рынке существуют и различные комбинации форм оплаты. Так, например, абонентское обслуживание – это комбинация почасовой оплаты и оплаты за юридический продукт.

Клиент заключает с адвокатской фирмой договор на обслуживание, в договоре указывается ежемесячное количество часов работы адвокатов. Подписав договор, клиент получает готовый юридический продукт.

Невозможно делать выводы об абсолютном превосходстве одной формы оплаты над другой. Использование того или иного варианта обуславливается обычаями делового оборота и рыночной конъюнктурой. Широкое распространение в России оплаты по схеме «процент от коммерческой выгоды» объясняется обилием рисковых дел и еще несформировавшейся структурой рынка.

Ответственность сторон – существенное условие договора. Т.е. кроме законных оснований ответственности должны быть предусмотрены и специальные основания гражданско-правовой ответственности адвоката. Например, в отношении адвоката может быть предусмотрен штраф за срыв по его вине судебного заседания.

Общие начала адвокатской этики. Принципы адвокатской этики представляют собой наиболее общие положения, относящиеся к правилам морально-этического характера, которыми должны руководствоваться адвокаты в своей профессиональной деятельности.

Принципы адвокатской этики не рассчитаны на регулирование каждой конкретной ситуации, которая может возникнуть в работе адвоката. Они являются основными ориентирами, в соответствии с которыми адвокат должен вырабатывать правила поведения в своей повседневной деятельности.

К наиболее важным принципам адвокатской этики относятся как общие требования общественной морали, приобретающие повышенную нагрузку в сфере профессиональных отношений адвоката, так и некоторые специфические правила. К первым относятся честность, разумность, добросовестность, справедливость, гуманизм, Ответственность, уважение чести и достоинства человека. Вторую группу принципов составляют требования нравственного характера к личности адвоката, к средствам и способам защиты, уважения к закону и суду, а также нравственные правила взаимоотношения адвоката и клиента, адвоката и коллег, адвоката и др. участников процесса. Честность как принцип адвокатской этики является основополагающим началом профессиональной деятельности адвоката при по­строении взаимоотношений адвоката с коллегами, государственными и негосударственными органами, доверителями, средствами массовой информации. Принцип разумности, в соответствии с которым адвокатом долж­ны осуществляться защита и представительство, в наиболее общем виде можно сформулировать как требование определения четкой соразмерности способов и методов оказания юридической помощи ква­лификации и опыту адвоката и существу дела, с которым к адвокату об­ратился доверитель. Добросовестность как принцип адвокатской этики означает, что адвокат должен оказывать юридическую помощь «на совесть», т.е. ис­пользуя все законные средства и методы, необходимые и достаточные для скорейшего достижения желаемого результата. Принцип справедливости в деятельности адвоката базируется, в част­ности, на следующих аксиомах: реализация права одного лица не должна ущемлять реализацию права другого лица; все равны перед законом и судом, а также равны в праве на полу­чение квалифицированной юридической помощи; тяжесть наказания должна соответствовать тяжести содеянного. Гуманизм как принцип адвокатской этики проявляется в призна­нии и защите адвокатами всеми законными способами прав, свобод и интересов физических и юридических лиц.

28. Этические требования к взаимоотношениям адвоката и его клиента. Прежде всего, следует отметить, что в системе взаимоотношений адвокат-клиент от первого требуется, а второму строго рекомендуется соблюдение полной честности и правдивости по всем обсуждаемым вопросам. Клиенту это рекомендуется уже лишь потому, что нарушение таких правил построения взаимоотношений с адвокатом может весьма негативно сказаться на его собственном интересе. Не зная тех или иных фактов, не предвидя возможности возникновения тех или иных "неожиданностей", адвокат не сможет оказать клиенту правовую помощь в полном объеме. Обман клиентом своего адвоката, имеющий зачастую место с целью, скрыв те или иные неприятные для клиента обстоятельства, добиться согласия адвоката на принятие поручения, не оправдан ни с точки зрения моральности поведения клиента (это, однако - тема другой работы), ни с точки зрения практического результата. Адвокат, принявший поручение и в ходе работы по делу обнаруживший такие скрытые от него факты, имеет полное и моральное, и юридическое право отказаться от дальнейшего ведения дела.

Во избежании таких последствий для адвоката представляется крайне важным с первых минут разговора вызвать доверие клиента. Для этого необходимо, прежде всего, четко обозначить свое предназначение, особенно с учетом низкой правовой культуры наших сограждан. Ведь многие из них до сих пор полагают, что адвокаты - государственные служащие, что-то наравне с прокурорами, только с обратной функцией, если те - чтобы "сажать", то эти - чтобы "вытаскивать". Адвокат должен добиться понимания клиентом того, что его единственной задачей перед государством и обществом является оказание правовой помощи любому обратившемуся, не зависимо от того, что он совершил или в чем он подозревается. Кроме того, клиент должен услышать от адвоката, что существует принцип адвокатской тайны и конфиденциальности полученной информации. Клиент с первых минут разговора должен почувствовать, что адвокат не судья ему, а помощник. Доверие клиента - основа взаимоотношений с адвокатом.

Но, если, как уже говорилось, соблюдение принципов честности и правдивости для клиента носит рекомендательный характер, то для адвоката - это абсолютный императив. Так, адвокат, скрывший от клиента те или иные обстоятельства, препятствующие ему - адвокату - принимать участие в судебном рассмотрении спора (но затем сообщивший о них самому суду) формально не допускает нарушения закона. Но он (даже если это и не повлекло для клиента каких-либо дополнительных или неоправданных расходов) серьезно нарушает требования правил адвокатской этики. То же самое, если адвокат скрыл от клиента тот факт, что правовая позиция последнего противоречит требованиям законодательства или, даже, только лишь судебной практики. Дело в том, что любые действия или бездействие адвоката, приведшие к возникновению у клиента неверного представления о правоте его позиции, перспективах судебного разбирательства спора есть серьезное нарушение адвокатской этики, так как подобные факты подрывают доверие не только данного клиента к данному адвокату, но и общества в целом к адвокатуре, как институту. Говоря коротко, можно отметить, адвокат не вправе ни лгать клиенту, ни скрывать от него те обстоятельства, о которых клиент не спрашивает, но которые, по мнению адвоката, имеют какое-либо прямое или косвенное отношение к делу обратившегося клиента.

Адвокат обязан всегда четко отличать те просьбы и пожелания клиента, которые могут и должны быть выполнены в пределах функций и полномочий адвоката, от тех требований, которые не относятся к его профессии, унижают честь и достоинство адвоката, или сводят его положение к положению человека, действующего по принципу "чего изволите". Это правило может быть выражено весьма простой формулой - не прислуживать, а работать. Адвокат не идет в услужение к клиенту, не становится его личным "наемным рабочим", но выполняет функции поверенного (защитника), то есть является самостоятельно действующим профессионалом, выполняющим за определенный гонорар конкретную функцию по защите законных прав и интересов клиента всеми законными способами. Без учета высказанного тезиса адвокат никогда не создаст о себе правильного, соответствующего его высокому званию представления, не будет иметь собственной клиентуры, и, что интересно, никогда не будет получать высоких гонораров за свой профессиональный труд. Возможно для адвоката в большей степени, чем для представителя другой профессии, подходит известное выражение Грибоедова - "Служить бы рад, прислуживаться тошно!"

Поведение адвоката в отношении своего клиента должно быть всегда достойным, независимо ни от каких обстоятельств. И даже в ситуации, когда клиент незаслуженно обвиняет адвоката в непрофессионализме или недостаточном старании, адвокат обязан оставаться сдержанным и корректным, разъяснить клиенту свою позицию (почему он сделал или не сделал что-то, что вызвало недовольство клиента), не допуская при этом того, чтобы его объяснения, а точнее разъяснения, носили бы характер или интонации самооправдания (естественно, мы говорим о случаях, когда адвокат полагает, что действовал правильно).

Этические требования к отношениям между адвокатами одной коллегии. Адвокат строит свои отношения с другими адвокатами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав.

2. Адвокат воздерживается от:

- употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката, при составлении документов и высказываниях при осуществлении адвокатской деятельности;

- употребления в беседах с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями выражений, порочащих другого адвоката, а также критики правильности действий и консультаций другого адвоката, ранее оказывающего юридическую помощь этим лицам;

- обсуждения с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями обоснованности гонорара, взимаемого другими адвокатами;

3. Адвокат не вправе склонять к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату.

4. Поручение на ведение дела против адвоката в связи с его профессиональной деятельностью может быть принято другим адвокатом только после предварительного уведомления Совета.

Если адвокат принимает поручение на представление доверителя в конфликте с другим адвокатом, он должен сообщить об этом коллеге и при соблюдении интересов доверителя предложить окончить спор миром.

5. Отношения между адвокатами не должны влиять на защиту интересов участвующих в деле сторон. Адвокат не вправе поступаться интересами доверителя ни во имя товарищеских, ни каких-либо иных отношений.

6. Адвокат обязан выполнять решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции.

7. Адвокат обязан участвовать лично или материально в оказании юридической помощи бесплатно или по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда в порядке, определяемом адвокатской палатой субъекта Российской Федерации

Этические требования к отношениям между адвокатом и другими участниками процесса. Адвокат в процессе своей работы вступает в контакт с различными государственными органами: судебными, дознания и следствия, исполнения наказания, налоговыми, прокуратурой, контролирующими органами и т.д. Взаимоотношения адвоката с должностными лицами всех этих органов должны строиться на принципах уважения и признания общественной пользы их деятельности.

Имея полномочия по сбору сведений, истребованию справок и документов, получению от органов и организаций надлежащим образом заверенных копий, адвокат должен пользоваться предоставленными ему правами добросовестно, не перегружая органы неосновательными и лишними запросами, ходатайствами. Его отношения с должностными лицами должны быть вежливыми и корректными.

Адвокат должен строго и неукоснительно соблюдать правила, действующие в госорганах. Особенно это касается судов, органов дознания, следствия, исполнения наказания. Адвокат не вправе воздействовать на судью, народного заседателя, присяжного заседателя, прокурора с помощью средств, запрещенных законом. Непозволительно адвокату вести себя таким образом, чтобы намеренно затянуть или сорвать судебное разбирательство, в том числе путем систематической неявки в суд без уважительных причин.

Адвокат обязан вежливо и корректно вести себя по отношению к другим участникам процесса, не допускать оскорбительных, пренебрежительных, ироничных замечаний в их адрес. С противной стороной и ее представителем он должен держаться максимально беспристрастно, никоим образом не пытаясь помешать пользоваться теми правами, которые даны им законом, в частности, незаконным образом препятствовать их доступу к доказательствам или незаконно изменять, уничтожать, скрывать другие материалы, имеющие потенциальное доказательственное значение, рекомендовать им фальсифицировать доказательства или содействовать этому, советовать свидетелю дать ложные показания или содействовать этому.

Адвокат не должен, прикрываясь интересами доверителя, злоупотреблять своими правами, в частности, подавать необоснованный запрос о предоставлении суду документов или предпринимать усилия для отклонения юридически обоснованного запроса о предоставлении суду документов, сделанного другой стороной; в ходе судебного разбирательства ссылаться на факт, заведомо не относящийся к делу или не подкрепленный доказательствами.

Адвокатская этика особое внимание уделяет соблюдению принципов независимости, беспристрастности, сохранению профессиональной тайны адвокатом – бывшим государственным служащим. Адвокат не должен представлять интересы доверителя по делу, в котором ранее участвовал в качестве должностного лица или служащего. Если он располагает о лице значимой для дела конфиденциальной информацией, полученной в то время, ему непозволительно представлять интересы противоположной стороны.

31. Процедурные основы дисциплинарного производства. Дисциплинарное производство должно обеспечить своевременное, объективное, справедливое, полное и всестороннее рассмотрение жалоб, представлений, сообщений, частных определений (далее - представление) на действия (бездействие) адвоката, их разрешение в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и настоящим Кодексом, а также исполнение принятого решения.

4. Целями дисциплинарного производства также являются: охрана сведений, составляющих тайну личной жизни лиц, обратившихся с жалобой, коммерческую и адвокатскую тайны, достижение примирения между адвокатом и лицом, подавшим жалобу.

5. Дисциплинарное производство осуществляется только квалификационной комиссией и Советом адвокатской палаты, членом которой состоит адвокат на момент возбуждения такого производства.

Поводами для начала дисциплинарного производства являются:

1) жалоба, поданная в Совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи, при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований;

2) представление, внесенное в Совет вице-президентом адвокатской палаты, отвечающим за исполнение требований закона об обязательном участии адвокатов в уголовном производстве, оказании бесплатной юридической помощи или исполнение решений органов адвокатской палаты;

3) представление, внесенное в Совет территориальным органом юстиции;

4) сообщение суда (судьи) или частное определение суда (судьи) в адрес Совета адвокатской палаты в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: