Содержание права на информацию

Информация - один из видов объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 ГК РФ. Однако в самом ГК РФ не содержится дефиниции понятия "информация" и предусмотрена защита только для более узкого объекта данного вида - служебной и коммерческой тайны.

Информация - любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Согласно ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) ( п. 1 ст. 10 ФЗ закрепляет обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о Т,Р,У.

Необходимая информация - полная, достаточная для потребителя, не имеющего специальных знаний о товаре, информация, которая создает у него четкое представление о свойствах товара и помогает компетентно выбрать подходящий для него товар.

Достоверная информация - точное ее соответствие действительным свойствам товара. Таким образом, устные предупреждения продавца при отсутствии письменных указаний об особых условиях ухода за купленным товаром во внимание не принимаются.

Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), - на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Информация должна содержать:

1) общие требования, которые предъявляются к содержанию информации обо всех товарах (цена, правила и условия эффективного и безопасного пользования, адреса изготовителя и т.д.);

2) специальные требования, которым должна соответствовать информация о продуктах питания, непродовольственных товарах, работах и услугах.

По товарам (работам, услугам), которые при определенных условиях могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителей, должна сообщаться информация о видах и возможных последствиях их воздействия. Так, на вкладыше к лекарствам указываются побочные явления, вызываемые данным лекарством, и противопоказания к их применению.

Информация доводится до сведения потребителей:

v в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам),

v на этикетках,

v маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

v документами соответствия товаров.

Защищая права потребителей, Правительство РФ издало Постановление от 15.08.1997 №1037 " О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке ". Обязанность предоставлять информацию на русском языке возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются импортом товара.

Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке:

v наименование товара;

v наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);

v назначение (область использования), основные свойства и характеристики;

v правила и условия эффективного и безопасного использования;

v иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.

ФЗ № 184-ФЗ " О техническом регулировании " требует информировать потребителей о соответствии товаров Техническим регламентам. Например, молоко и молочная продукция, табачная продукция, соковая продукция из фруктов и овощей.

Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных видах заболеваний, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 № 481. В настоящее время в него входят:

1) биологически активные добавки к пище, обладающие тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, получаемые из растительного, животного или минерального сырья);

2) пищевые добавки (антиокислители, вещества для обработки муки, вещества, препятствующие слеживанию и комкованию, вещества, способствующие сохранению окраски, влагоудерживающие агенты, глазирователи, желеобразователи, загустители, кислоты, красители, консерванты, наполнители, отвердители, пеногасители, пенообразователи, пропелленты, подсластители, разрыхлители, регуляторы, стабилизаторы, уплотнители, усилители вкуса и запаха, эмульгаторы, эмульгирующие соли), а также пищевые продукты, содержащие эти пищевые добавки;

3) пищевые продукты нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы.

Защита потребителей от ненадлежащей рекламы - одна из важнейших задач рекламного законодательства.

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ " О рекламе " дает следующее определение рекламы:

"Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке" (ст. 3).

Важнейшими задачами рекламы являются создание у потребителей благоприятного впечатления о продукте, прямое или косвенное побуждение потребителя приобрести конкретный товар, товар конкретной фирмы или обратиться к ее услугам.

Отдельно следует выделять случаи заведомо ложной рекламы, когда потребитель намеренно вводится в заблуждение относительно характеристик и свойств рекламируемой продукции.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ (ч. 4 ст. 3 Закона "О рекламе").

Ненадлежащая реклама включает недобросовестную и недостоверную рекламу.

В соответствии со ст. 5 Закона "О рекламе" к недобросовестной рекламе относится реклама, содержащая:

v некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром, который произведен другими изготовителями или реализуется другими продавцами;

v реклама, порочащая честь, достоинство или деловую репутацию лиц, в том числе конкурента;

v реклама, которая содержит сведения, не соответствующие действительности, или является актом недобросовестной конкуренции.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

v о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

v о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

v об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

v о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

v об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

v о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара и т.п.

Реклама служащая предложением заключить договор является публичной офертой и должна соответствовать по содержанию требованиям не только законодательства о рекламе, но и гражданского законодательства (т.е. должна содержать все существенные условия предлагаемого договора (п. 1 ст. 435, п. 2 ст. 437 ГК РФ)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: