double arrow

Информация о товарах (работах, услугах)

Согласно Руководящим принципам для защиты интересов потребителей, принятым ООН 09.04.1985, потребителей следует инструктировать о назначении товара, его свойствах, правильном использовании товара и информировать о возможном риске при предназначаемом или другом его разумно возможном использовании.

Законодательство о защите прав потребителей устанавливает обязанность исполнителя предоставлять информацию об услугах (равным образом о товарах и работах). Такая преддоговорная обязанность исполнителя по предоставлению предписанного объема информации основана на законе и влечет в случае неисполнения ответственность исполнителя (ст. ст. 8 - 12 Закона "О защите прав потребителей").

Целеполагание предоставления такой информации - обеспечить потребителю возможность правильного выбора товара (работы, услуги).

Критерии информации (ч. 1 ст. 10):

v необходимой,

v достоверной,

v своевременной.

Необходимая информация - это та информация, которая должна быть доведена до потребителя с учетом установленной законодательно презумпции отсутствия у потребителя специальных знаний относительно предлагаемого ему товара (услуги).

Качественные характеристики информации раскрываются через такие свойства, как:

1) полнота - адекватное объему отражение материального мира в процессе передачи сведений;

2) достоверность: сведения по своему содержанию являются объективными;

3) актуальность: сведения морально не устарели и соответствуют потребностям <1>.

В информации о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения.

Наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.

Технический регламент на табачную продукцию к обязательному техническому регулированию относит табак, сырье для производства табачных изделий, табачные изделия, курительные табачные изделия. В свою очередь, Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей предусматривает указание соответствующего регламента на соках, фруктовых и (или) овощных нектарах, морсах, фруктовых (или) овощных пюре, соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания (ст. 4).

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

В соответствии с Законом о техническом регулировании сертификация является элементом системы подтверждения соответствия продукции. В результате сертификации для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям предусмотрены два документа: сертификат и знак соответствия.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификат создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культуре процессов производства продукции и предоставления услуг.

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Знак соответствия служит для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии требованиям к декларации о соответствии и порядке ее принятия, утверждаются Правительством РФ. Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, определен в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.

2. Сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе. В указанные сведения включаются:

наименования использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добаво к. В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов. В свою очередь, биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов;

информация:

о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 9/10%. Согласно Федеральному закону от 05.07.1996 N 86-ФЗ " О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" генно-инженерно-модифицированный организм - организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов;

о пищевой ценности,

о назначении,

об условиях применения и хранения продуктов питания,

о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме),

о дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания;

сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.

Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 N 481 <1> утвержден Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.

1. Биологически активные добавки к пище, обладающие тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, получаемые из растительного, животного или минерального сырья).

2. Пищевые добавки (антиокислители, вещества для обработки муки, вещества, препятствующие слеживанию и комкованию, вещества, способствующие сохранению окраски, влагоудерживающие агенты, глазирователи, желеобразователи, загустители, кислоты, красители, консерванты, наполнители, отвердители, пеногасители, пенообразователи, пропелленты, подсластители, разрыхлители, регуляторы, стабилизаторы, уплотнители, усилители вкуса и запаха, эмульгаторы, эмульгирующие соли), а также пищевые продукты, содержащие эти пищевые добавки.

3. Пищевые продукты нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы.

Цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписью материально ответственного лица или печатью организации, указанием даты оформления ценника. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименований и цен товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

4. Гарантийный срок, если он установлен. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить соответствующие требования потребителя.

5. Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг). Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Обязательные требования, обеспечивающие безопасность потребителей, содержатся в технических регламентах, санитарных нормах и правилах.

Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

6. Информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Согласно ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности... " производимые на территории РФ, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории РФ товары (в том числе из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники) должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Указанное требование распространяется на товары из числа:

1) бытовых энергопотребляющих устройств с 01.01.2011;

2) компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники с 01.01.2012;

3) иных товаров с даты, установленной Правительством РФ.

7. Срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и о возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению. Срок годности в основном связывается с пищевыми продуктами (продуктами питания) и подлежит указанию с соблюдением установленных ГОСТов. В соответствии с ГОСТом Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования " срок годности указывается следующим образом: "Годен... (часов, суток, месяцев, лет)", "Годен до... (дата)", "Использовать (употребить) до... (дата)".

С точки зрения СанПиНов срок годности пищевых продуктов - ограниченный период, в течение которого пищевые продукты должны полностью отвечать обычно предъявляемым к ним требованиям в части органолептических, физико-химических показателей, в том числе в части пищевой ценности, и установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических, биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья человека, а также соответствовать критериям функционального предназначения.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 утвержден Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. Установление срока службы товара (работы) в действующем законодательстве закрепляется как право изготовителя (исполнителя). Тем не менее ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" закрепляет ответственность изготовителя (исполнителя) за существенные недостатки, возникшие в период срока службы товара (работы). Это, безусловно, обязывает в некотором смысле изготовителя (исполнителя) устанавливать срок службы.

8. Адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Наличие в наглядной и доступной форме информации об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по общему правилу является обязательным. Однако обязанность по ее предоставлению в любом случае будет находиться в прямой зависимости от того факта, есть или нет в отношении конкретного товара уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер.

9. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, продавец доводит до сведения информацию о подтверждении соответствия продукции установленным требованиям одним из следующих документов:

v сертификатом или декларацией соответствия;

v копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

v товаросопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом), содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший) и заверенными подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца), с указанием его адреса и телефона.

Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

10. Информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Потребитель имеет право ознакомиться в связи с приобретением товаров, работ, услуг, например, с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, или Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, а также иными нормативными правовыми актами Правительства РФ.

11. Указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги). В некоторых случаях такие просьбы могут основываться на нормах Закона "О защите прав потребителей", в котором указано, что исполнитель в обязательном порядке должен назвать конкретное лицо, выполняющее услугу, дать информацию о нем, если это имеет значение для качества услуги.

12. Указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Право зрителя на получение информации об использовании фонограмм нередко нарушается. Как показывает практика, провинциальные и малоизвестные исполнители и коллективы чаще всего поют своим голосом. Однако в отношении "звезд" эстрады в афишах не указывается информация о том, что используется фонограмма. Это является существенным нарушением, поскольку исполнители чаще всего работают именно так.

13. Информация о приобретении потребителем товара, бывшего в употреблении, или товара, в котором устранялся недостаток (недостатки). Понятие "товар, бывший в употреблении" в настоящий момент содержит только межгосударственное Соглашение, заключенное 18.06.2010 между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках единого таможенного пространства. Согласно подп. 7 ст. 2 указанного Соглашения товары, бывшие в употреблении, - товары, имеющие видимые признаки носки, стирки, эксплуатации.

Следует отметить, что в комиссионном магазине могут продаваться товары, бывшие в употреблении. Особенности продажи таких товаров установлены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. Информация о бывших в употреблении товарах помимо сведений, указанных в п. 11 названных Правил, должна содержать сведения:

v о состоянии товара, имеющихся в нем недостатках;

v о проведенных в отношении товара санитарно-противоэпидемических мероприятиях;

v о технических характеристиках (для технически сложных товаров);

v о назначении товара и возможности использования его по назначению или для иных целей.

Сведения, характеризующие состояние бывшего в употреблении товара, в том числе его недостатки, указываются на товарном ярлыке.

Режим работы продавца (исполнителя). В соответствии со ст. 11 Закона "О защите прав потребителей" режим работы - это время, в течение которого потребитель может рассчитывать на обслуживание той или иной организацией. Как следует из данного определения, режим работы устанавливается в зависимости от собственника имущества.

Режим работы продавца - государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.

Режим работы должен включать:

v выходные дни;

v время начала и окончания работы;

v время обеденного и иных перерывов в работе.

Режим работы доводится до сведения потребителей на вывеске.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: