Предисловие. Курс «история психологии» имеет своей целью расширение у студентов психологического кругозора, выработку ценностного отношения к философско-психологическому

Курс «История психологии» имеет своей целью расширение у студентов психологического кругозора, выработку ценностного отношения к философско-психологическому наследию, ясного представления о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях в области мировой психологии, позволяя прикоснуться к их глубинному личностному, духовному смыслу.

Изучение данной дисциплины особо значимо в системе других психологических дисциплин, так как содействует подготовке специалиста, способного использовать исторический подход к психологическим явлениям, умеющего мыслить психологическими категориями, понимая их генезис, т.е. воссоздавая полноценную карину «производства знаний», исходя из любой научной информации о психическом мире в системе трех координат: логической, социальной и личностной. Предоставляя возможность каждому приобщиться к генезису науки, история психологии помогает надежно сохранить свое индивидуальное «Я» благодаря устойчивым ценностям, создаваемым наукой, формирует в целом научное мировоззрение, так как тесно связана с изучением в исторической перспективе исследовательской деятельности тех ученых, которые, используя специальные методы, изучают механизмы и законы психики.

В соответствии с образовательным стандартом высшего психологического образования студент должен:

1) знать:

· методологические основы, методы, принципы развития психологической науки;

· закономерности развития знаний о психике;

· основные направления и школы в психологии; пути их становления и развития;

· взаимосвязь истории психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения;

· зависимость зарождения и восприятия знаний о психике от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество;

· о роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки;

· развитие современных представлений о психике на основе предыдущих знаний.

2) уметь:

· применять полученные знания в практической деятельности;

· изучать и определять роль и место исторического наследия о психической реальности в контексте современных исследований;

· сравнить современные представления о психике с представлениями, имеющимися в предыдущих исследованиях;

· изучать и исследовать степень влияния социума на развитие психологических знаний на каждом этапе исторического развития;

· видеть перспективу развития психических феноменов, психологии в целом;

· глубоко ориентироваться в многообразии существующих направлений.

Курс «История психологии» рассчитан на 172 часа (из них 90 часов – лекционных, 82 – семинарских). В программу курса включается лишь обязательный минимум знаний, которыми должен овладеть студент, поэтому часть материала изучается им самостоятельно и в реферативной форме. Место курса в системе других учебных дисциплин определяется особенностями его содержания – он должен изучаться после прохождения курсов философии, логики, педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии.

Предлагаемый учебно-методический комплекс «История писхологии» состоит из двух разделов и включает: предисловие, примерный тематический план, содержательную характеристику курса, методические материалы и рекомендации к практическим и семинарским занятиям, основные вопросы для самоконтроля, перечень тем для мультимедийных презентаций, примерный перечень вопросов к экзамену, список литературы (I раздел).

Во II разделе представлена система заданий по организации продуктивной самостоятельной работы студентов (тематика рефератов, материалы для конспектирования, тестовые задания для самопроверки, оформление рабочей тетради, глоссарий терминов).

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий по курсу «История психологии»

для студентов дневной формы обучения

(специальность 1–23 01 04 «Психология»)

№ п/п   Наименование раздела, темы Количество часов
лек-ции семин., практ.
1. Введение. Предмет и методы истории психологии    
  Раздел I. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе    
2. Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока    
3. Античная психология как наука о душе    
4. Проблемы психологии в эпоху Средневековья и Возрождения    
5. Завершение этапа развития психологии как науки о душе XVII в.    
  Раздел II. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании    
6. Развитие эмпирической психологии cознания    
7. Становление и оформление эмпирической психологии в XVII – XVIII вв.    
8. Господство ассоцианизма в психологии (XVIII в.)    
9. Психологическая мысль в России XVIII в. Итоги развития психологии в XVIII в.    
  Раздел III. Развитие психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии    
10. Учения о психической деятельности. Развитие ассоциативной психологии в XIX в.    
11. Развитие психологии в России в XIX в.    
  Раздел IV. Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку    
12. Развитие физиологии в XIX в.    
13. Возникновение психофизики и психометрии    
14. Влияние эволюционных идей в биологии на развитие психологии    
  Раздел V. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (60-е гг. XIX в. – 10-е г.г. XX в.)    
15. Программы построения психологии    
16. Теоретическая борьба в период становления психологии как самостоятельной науки    
17. Развитие экспериментальной психологии    
  Раздел VI. Зарубежная психология периода открытого кризиса    
18. Кризис в психологии    
19. Поведение как предмет психологии в теории бихевиоризма    
20. Проблема бессознательного в психологии    
21. Проблема целостности в психологии    
22. О социальной обусловленности и об орудийной опосредствованности психики человека    
23. Номотетический и идеографический подходы в психологии    
  Раздел VII. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии    
24. Важнейшие тенденции развития зарубежной психологии    
  Раздел VIII. Становление советской психологии и тенденции еедальнейшего развития    
25. Выготский Л.С. – основоположник культурно-исторической концепции    
26. О различных вариантах деятельностного подхода в психологии    
27. Психофизиологическая проблема и пути ее решения. Попытка непротиворечивого определения предмета психологии    
  Раздел IX. Становление и тенденции дальнейшего развития психологии в Беларуси    
28. Введение в историю психологии Беларуси    
29. Развитие психологии в Беларуси в 20-е годы. Жизнь и начало научно-исследовательской деятельности Л.С.Выготского    
30. Развитие психологии в Беларуси в 30-е годы    
31. История психологии в Беларуси в 50-70–х гг.    
32. История белорусской психологии в 80-х – 90-х гг. Современное состояние развития психологии в Беларуси    
33. Заключение. Исторический путь психологии и логика ее развития к проблеме психологии человека в современном обществе    
Итого:    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: