Содержание. Понятие, функции и классификация цен

Понятие, функции и классификация цен. Формирование цен на продукцию пищевой промышленности.

Одним из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства является цена, которая вызывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена отражает денежное выражение стоимости, это — экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого труда.

.В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением, а следовательно, цены и стоимости.

Исходя из закона спроса и предложения, рост цен и превышение их над реальной стоимостью товара являются следствием возникновения дефицита, который является результатом сокращения поступающего на рынок товара. В условиях его избытка, когда предложение превышает спрос, производитель снижает цены, которые порой не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть также ниже себестоимости товара.

С помощью цен соизмеряют затраты и результаты хозяйственно-производственной деятельности предприятия, экономически обосновывают наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируют производство и потребление, а также качество товара.

Следует отметить, что ценовая политика в значительной мере зависит от типа рынка.

На рынке чистой конкуренции производители (продавцы) представлены большим числом. Они реализуют продукцию по конечным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии изменить цену в сторону роста, так как покупатели могут удовлетворить свои потребности по рыночным ценам. Таким образом, на рынке действует в основном рыночная цена.

Рынок монополистической конкуренции характеризуется множеством покупателей и продавцов, а также большим разбросом цен по аналогичным товарам. Наличие различных цен объясняется тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, затратами на его эксплуатацию, внешним оформлением и т.д. Широко используется цена пробной продажи, которая позволяет производителю получить информацию, необходимую для модернизации тех или иных параметров товара и в результате создать такую продукцию, которая будет соответствовать требованиям рынка.

Олигополистический рынок имеет сравнительно небольшое количество продавцов из-за того, что новому производителю сложно преодолеть конкуренцию товаропроизводителей, прочно закрепившихся на рынке, которые располагают многими возможностями для устранения с рынка появляющихся конкурентов. Одной из них является временное снижение цен.

Рынок чистой монополии представлен одним производителем. Цена на товары устанавливается в зависимости от целей государственной или частной монополии. В основе этого рынка лежит монопольная цена, которая предусматривает установление более высоких цен для товаров собственного производства и пониженные цены на товары других производителей.

Тип рынка, на котором реализуется продукция, предопределяет политику цен товаропроизводителя. Поэтому при формировании цен он должен учитывать следующие условия:

— тип рынка устанавливается исходя из конкурентоспособности товара, ибо стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена решением относительно позиционирования товара на рынке;

— обратно пропорциональную зависимость цены от спроса, которая позволит устанавливать цены на основе использования коэффициента ценовой эластичности спроса. В результате производитель может оценить будущий размер выручки;

— конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия — прибыль. В связи с тем, что величина прибыли зависит от текущих издержек производства, последние должны быть рассчитаны с незначительной долей погрешности, так как, чем меньше текущие издержки производства, тем больше прибыль и, наоборот, при росте издержек прибыль сокращается;

— конкурентоспособность товара; сопоставление всего перечня технико-экономических показателей, характеризующих конкурентоспособность товара, позволяет установить интервалы цен. Иными словами, установление цены является выражением условии для позиционирования своего товара относительно предложений конкурентов.

Отметим, что цена на продукт является для предприятия не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Дело в том, что цена в данном случае, как тактическое средство, дает предприятию целый ряд преимуществ.

1)в отличие от большинства методов, стимулированию спроса, использование цены не требует дополнительных денежных расходов, как это имеет место при проведении рекламных мероприятий, индивидуализации продукта, продвижении и т.д.;

2) потребители находят для себя привлекательность товаров, выраженную в цене, легче, чем на основе рекламы. Оптовые цены, как правило, значительно ниже индивидуализации продукта и т.п.;

3) даже, когда другие методы стимулирования, как организация персональных продаж и рекламы, являются основными, цена может использоваться как мощное средство их поддержания.

Воздействие цены на потребителя находит свое населению и другим покупателям, как правило, выражение в установлении соответствующего ее уровня.

Устанавливаемый уровень цены должен отражать предпочтение покупателей, их предполагаемую выгоду, получаемую от покупки того или иного продукта.

Одним из путей подобного решения состоит в том, что необходимо рассматривать цену как одно из неотъемлемых свойств продукта, наряду с потребительскими свойствами товара, его качеством и т.д. И в самом деле, если цена на товар устанавливается слишком высокая, то такой товар может быть не куплен, или куплен, но в меньшем объеме. На практике имеется целая серия ценовых стратегий.

Система и тарифов включает следующие их виды:

1.Цены промышленности: оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности.
Оптовая цена - цена, по которой предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию крупными партиями другим предприятиям (организациям). Оптовые цены, как правило, значительно ниже розничных.

индивидуальными мелкими партиями.

2. Цены торговли: розничные цены, цены колхозного рынка, рыночные цены продуктов питания и товаров народного потребления. Розничные цены - цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим покупателям, как правило, индивидуальными мелкими партиями.

3.Цены сельского хозяйства: закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, сезонные цены. Закупочные цены — цены закупки сельскохозяйственной продукции. Сезонные цены — цены, изменяющиеся по сезонам года, устанавливаются на сезонную продукцию.

4.Транспортные тарифы: тарифы железных дорог, водного и автомобильного транспорта и т.п.

Цены могут быть базисными (фиксированными) и свободными. Базисная цена - фиксированная в соглашениях или прейскурантах цена товара с установленными параметрами качества, спецификации, веса, состава и др. При заказе на поставку товаров отличными от базисных свойствами применяются различные надбавки и скидки, обуславливающие отличие фактических цен от базисных, степень отклонения фактических цен
от базисных определяется многими обстоятельствами (условиями реализации, со­стоянием рынка, транспортными расходами и др.). Фиксирование цены устанавливаются государством на предметы первой необходимости, монопольные товары и др. Разновидностью базисных цен являются, так называемые, неизменные цены, используемые в практике планирования и определения темпов экономического роста. Свободные цены — это цены, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения. Следует иметь в виду, что на рынке могут быть и монопольные цены, если продавец (или группа продавцов) имеют возможность навязать их рынку.

От монопольных цен следует отличать так называемые стандартные цены, которые устанавливаются по общему согласию продавцов и рассчитаны на устойчивые вкусы потребителей.

Стандартные цены не следует путать с едиными,
которые охватывают потребителей какой-либо определенной производственно-сбытовой системы. Стандартные цены распространяются практически на всех потребителей данной продукции независимо от их доходов и прочих условий.

Дифференцированные цены — различные оптовые, закупочные и розничные цены на одинаковую продукцию, устанавливаемые в зависимости от природных, территориальных и других не зависящих от предприятий различий в затратах на ее производство и реализацию, а также в зависимости от различий в качестве продукции (сорта, новизны и других качественных признаков).

В условиях рыночной экономики товаропроизводители для присвоения потребительского излишка используют диверсификацию цен, т.е. дифференцированные цены для различных групп потребителей. При этом
производитель стремится устанавливать максимальную цену для каждой из групп покупателей. Такая цена носит название резервированной цены покупателя. Резервированная цена, установленная в зависимости от дохода покупателя, называется идеальной диверсификацией цен.

Диверсификация цен может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемого товара. Для мелких партий и разовых изделий - цены более высокие, а при оптовой покупке льготные,

В стратегии ценообразования наиболее широкое распространение нашла диверсификация цен по времени, которая сводится к пересмотру цен в различные периоды времени. На практике диверсификация цен не находит широкого применения, но товаропроизводитель не упускает случая использовать эту стратегию ценообразования для обеспечения дополнительной части потребительского излишка.

Ножницы цен разрыв между ценами продаваемых и покупаемых товаров, обычно между сельскохозяйственными и промышленными.

Выделяют и другие виды цен. Так, например, для сформировавшегося рынка выделяется одиннадцать видов основных цен, применение которых обеспечивает конкурентоспособность предприятия.

1. Задающая цена на товары и услуги, которая устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения и посте пенно снижается по мере насыщения рынка.

2. Дополнительная цена, слабо подверженная изменениям на протяжении длительного периода.

3. Цена потребительского сегмента рынка, т.е. цена на примерно одни и те же виды изделий и услуг, реализуемые различным группам потребителей.

4. Эластичная (гибкая) цена, быстро реагирующая на изменение соотношения спроса и предложения на рынке. Цены устанавливаются в зависимости от возможностей покупателя, его покупательной способности.

5. Преимущественная цена, предусматривающая определенное понижение цен на свои изделия предприятием, которое занимает доминирующее положение на рынке и может обеспечить снижение издержек производства за счет увеличения объемов сбыта и экономии на расходах по реализации продукции.

6. Разовые цены - временные оптовые цены, устанавливаемые на партию продукции, производство которой носит одноразовый характер.

7. Цена на изделие, выпуск которого прекращен.

8. Цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства предприятий на рынке.

9. Договорная цена, устанавливаемая на специально выделенные виды
изделий или на определенные группы изделий, одного или нескольких
предприятий и гарантирующая значительную скидку по сравнению с
обычной ценой на те же самые изделия при выполнении потребителем ряда
условий при покупке. Договорная цена - цена реализации товара, устанавливаемая по согласованию сторон не зависимо от того, обозначена она в прейскуранте или нет, а также в сочетании со всевозможными скидками и надбавка-1 ми к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.

Для успешного продвижения новых изделий и услуг на рынке выделяются восемь видов цен:

1. Лимитные цены применяемое в практике ценообразования установление верхнего предела уровня цен на определенный вид продукции, обычно при проектировании и конструировании новых видов изделий и нестандартного оборудования.

Цена по "снятию сливок" на рынке, т.е. установление с самого начала продвижения на рынке нового или усовершенствованного продукта по высокой цене в расчете на потребителей, готовых покупать продукт по такой цене. Такая ценовая стратегия предусматривает продажу первоначально значительно выше издержек производства, а затем их понижения. Это относится к товарам-новинкам, защищенным патентами и возможно в условиях высокого уровня текущего спроса, восприятия высокой цены со стороны потребителя как свидетельство высокого качества товара и др.

Цена за внедрение продукта на рынок, т.е. установление значительно более низкой цены, чем имеется на рынке на аналогичные товары. Это делается с целью стимулирования спроса, что эффективно на рынках с большим объемом производства и высокой эластичности спроса, когда покупатели резко реагируют на снижение цен и увеличивают спрос. Предприятия за счет массового производства выдерживают низкий уровень цен.

4. "Психологическая" цена, установленная чуть ниже какой-нибудь круглой суммы, например не 2000 руб., а 1995 руб. и создающая у потребителя чисто психологическое впечатление более
низкой цены. В этом случае покупатель рассматривает эти цены как низкие или как доказательство тщательного подсчета и установления цены предприятием.

5. Цена лидера на рынке или в отрасли, которая устанавливается в
соответствии с ценой, предлагаемой главным конкурентом
на рынке — обычно ведущим предприятием отрасли.

6. Цена с возмещением издержек производства, устанавливаемая с
учетом фактических издержек ее производства и средней
нормы прибыли на рынке или в отрасли.

7. Престижная цена, т.е. цена на изделия очень высокого качества,
обладающего непревзойденными свойствами.

8. Льготная цена направлена на работу с покупателями, в
которых заинтересовано предприятие, предлагая им товар по
льготной цене.

Выбор вида цен зависит от доли рынка сбыта, контролируемого конкретным предприятием, скорости внедрения нового изделия, периода окупаемости капиталовложений, жесткости конкуренции.

Наиболее полное представление о складывающемся уровне цен дают фактические сделки и договоры. Эти цены могут рассматриваться как конкурентные цены при ведении переговоров. Цена номинальная (условная) устанавливается при отсутствии информации о сделках, предложениях продавцов или потребности потребителей.

В статистических источниках, как правило, даются средние цены. Справочные цены публикуются в справочных изданиях, каталогах, журналах, газетах и т.д. Характерной чертой справочных цен является их стабильность во времени, они мало меняются при изменении конъюнктуры, тогда как скидки и надбавки чаще подвергаются пересмотру.

Существуют пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать по отдельности или в различных комбинациях:

1) метод полных издержек;

2) метод стоимости изготовления (переработки);

3) метод маржинальных (предельных) издержек;

4) метод рентабельности (доходности) инвестиций;

5) метод маркетинговых или рыночных оценок.

Преимущества и недостатки представлены в таблице.

Наибольшую сложность представляют методы маржинальных издержек и рентабельности инвестиций, так как ранее они практически не применялись или применялись очень редко.

Суммарные издержки предприятия как по производству, так и по реализации продукции можно разделить на три основные категории:

1) переменные (или пропорциональные) затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, электроэнергию, транс. порт, торгово-комиссионные и другие расходы;

2) постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства. Это амортизационные отчисления, процент за кредит, арендная плата, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п.;

3) смешанные затраты состоят из постоянных и переменных частей (например, почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и т.п.).

Выделение постоянных затрат открывает возможность использования метода маржинальных издержек в ценообразовании.

Из выручки от реализации продукции предприятие возмещает переменные затраты и получает промежуточный результат от реализации (еще не прибыль), которого должно хватить на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли, Таким образом, после прохождения точки окупаемости всех затрат (порог рентабельности) предприятие имеет дополнительный результат от реализации, после возмещения переменных затрат— положительную маржинальную прибыль на каждую очередную единицу товара. Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на величину результата от реализации после возмещения переменных затрат, "сидящую" в каждой единице проданного товара.

М = К* Р/О

где:

М - масса прибыли после прохождения порога рентабельности;

К - количество товара, проданного после прохождения порога

рентабельности;

Р - результат от реализации после возмещения переменных затрат, руб.;

О - общее количество проданного товара. Пример на применение метода маржинальных издержек.

Предприятие желает установить цену на новое изделие. Про­гнозируемый годовой объем производства 10000 единиц изделий. Предположительно прямые затраты составят на единицу изделия:

сырье и материалы - 650 руб.,

труд - 400 руб.

оборудование - 350 руб.,

Итого - 1400руб.

Предприятие планирует сумму постоянных затрат 2 млн. руб., в год и надеется получить 4 млн. руб. прибыли. Рассчитать цену на новое изделие.

Ход решения.

Ожидаемый результат от реализации продукции после возмещения переменных затрат (постоянные затраты + прибыль): 2+4=6 млн. руб.

Желательный результат от реализации продукции в расчете на единицу изделия: 6000000: 10000 = 600 руб.

Цена = переменные затраты на единицу изделия + желательный результат от реализации после возмещения переменных затрат на единицу изделия; 1400 + 600-2000 руб.

П р и м е р на применение метода рентабельности инвестиций,

Прогнозируемый годовой объем производства 40000 шт., предполагаемые переменные затраты на единицу -- 30 руб. Общая сумма постоянных затрат 8 млн. руб. Проект требует дополнительного финансирования (кредита) в размере I млн. руб. под 20% годовых. Рассчитать цену на продукцию: Ход решения,,

Переменные затраты на единицу изделия 30 руб.

Постоянные затраты на единицу изделия = 20 руб. (8000000:40000).

Суммарные затраты на единицу изделия 50 руб.

Ожидаемая прибыль (1000000 х 0,20): 40000 - 5 руб. Цена на продукцию должна быть не ниже 55 руб.

Правильно рассчитать процент наценки и уценки можно:

- первым способом исчисляется процент наценки на себестоимость путем деления суммы наценки на себестоимость продукции и умножения на 100%.

- вторым способом исчисляется процент наценки на цену реализации (или процент наценки на основе цены реализации) путем деления суммы наценки на цену реализации продукции и умножения на 100%.

В розничной торговле чаще всего применяется второй способ.

При формировании оптовых цен на промышленную продукцию используются текущие издержки производства (себестоимость), нормативная прибыль, налог на добавленную стоимость.

Следует отметить, что текущие издержки производства являются основополагающим процессом при установлении цен, но они не полностью завершают проблему ценообразования.

Каждый производитель стремится к снижению текущих издержек производства на изготовление того же количества потребительных стоимостей или увеличению потребительных стоимостей при тех лее затратах, что позволит приобретать большее количество стоимостей других наименований товаров в расчете на единицу своих затрат.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают три основных вида цен на промышленную продукцию:

1) Оптовая цена предприятия - это цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат и получение прибыли. На основании этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены на ее обмен.

Разница между оптовой ценой изделия и ее себестоимостью отражает прибыль. Оптовая цена предприятия играет важную роль в хозяйственной деятельности предприятия, так как обеспечивает ему возмещение текущих издержек производства и получение нормативной чистой прибыли:

Цопт.пред = Сп (I + Rс),

где: Сп - полная плановая себестоимость единицы продукции предприятия, руб.;

Rс - уровень рентабельности предприятия, рассчитанный по себестоимости, т.е. это величина прибыли, полученная от реализации годового объема продукции, приходящейся на 1 рубль годовых текущих затрат, которую можно определить по формуле:

Rс = (Rпр * ПФсг): Спг,

где: Rс - уровень рентабельности предприятия;

ПФсг. - среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е. суммы основного и оборотного капитала;

Спг - полная себестоимость годового объема производства и реализации продукции.

Пример. Себестоимость единицы промышленной продукции Спг - 150 тыс. Тогда:

Rс - (0,15-500):(!50*2000)-0,25;

Цопт.пред = 50 тыс. руб. (1+0,25) = 187,5 тыс. руб.

2) Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек, прибыли сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость:

Цопт.прм. = Цопт.пред. + (Цопт. пред. – МЗ) * НДС + ПРсб + ТЗсб,

где: МЗ — фактическая или плановая стоимость материальных затрат единицы продукции;

НДС - налог на добавленную стоимость, в размере 28% при реализации по рыночным ценам;

ПРсб, Т3сб — прибыль и расходы сбытовых организаций.

Пример. Доля материальных затрат в полной себестоимости амз = 0,6; (ТЗсб + ПРсб) = 5,6 млн.руб. Тогда Цопт.пред. = 187,5 тыс.руб., а Цопт.пром. = 1875,5+150 - 0,6 * 0,28 + 5,6 - 218,3 млн. руб.

3) Государственная розничная цена является конечной ценой, по которой товары реализуются через торговую сеть. Она представляет оптовую цену промышленности плюс величину издержек торговых организаций и размер плановой прибыли.

Цр - Цопт.пром + I Зр + Пр,

где: ТЗр, Пр — текущие издержки и прибыль розничных торго­вых организаций.

Пример. Проследим формирование цен на промыш­ленную продукцию (в тыс. руб.), если меняются следующие данные:

плановая себестоимость единицы промышленной продукции, С пп 150

Прибыль, приходящаяся на единицу продукции, ПРед, -37,5 Налог на добавленную стоимость, НДС - 25,2

Текущие издержки и прибыль сбытовых организаций, ТЗоб - 5,6 Текущие издержки плюс прибыль торгующих организаций ТЗр + ПРр=11,7

Тогда оптовая цена предприятия Цош.пред - 187,5, т.е. (150+37,5); оптовая цена промышленности Цопт.пром ~ 218,3, т.е. (187,5+25,2+5,6); государственная розничная цена 1Др = 230, т.е. (218,3+11,7).

При установлении цен на промышленную продукцию
товаропроизводитель должен соблюдать законодательство и не требовать от торгового посредника реализации своей продукции по установленной им цене; отказывать или задерживать отгрузку продукции, если
торговый посредник проводит свою ценовую политику; продавать свою
продукцию ниже себестоимости для устранения с рынка конкурентов; повышать цены.

Государственное регулирование цен - последний этап формирования цен, который предусматривает использование системы экономических, административных, законодательных и нормативных актов (дотации, налоги, процент за кредит и т.д.), которые способствуют упорядочению функции рыночных отношений.

Рыночная экономика позволяет использовать различные цены. Влияние государства на систему ценообразования - одна из форм регулирования цен. Учитывая, что государство проводит комплексную систему мер по упрощению и децентрализации порядка утверждения цен, т.е. их либерализацию, круг регулируемых иен сокращается.

Оптовые или розничные цены устанавливаются по договоренности между производителем и покупателем продукции. Эти Цены не регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров. Верхний предел договорной цены регулируется законом соответствия спроса и предложения. Нижняя граница устанавливается по текущим затратам.

Государство вмешивается в систему ценообразования в ис­ключительных случаях (во время войны, острого дефицита отдельных товаров., всплеска инфляции и др.), а в обычных условиях цены устанавливаются на основе принципов свободы предпринимательства: покупателям предоставляется свобода выбора продавца, а также необходимых: им товаров и услуг, а продавцы свободны в своем выборе; где, когда и в каком объеме продавать свой товар.

Многие государства проводят активную ценовую политику. При всех условиях практика многих стран свидетельствует, что в рыночном хозяйстве цены давно не отпускаются на волю волн и устанавливаются не только под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения, но и при активной регулирующей роли государства; тем самым рыночное равновесие определяется совместными усилиями государства и механизма рынка.

Государство воздействует на образование и применение цен, используя различные методы. В предусмотренных законом случаях могут быть установлены фиксированные цены, предельный их размер или предельный уровень рентабельности.

Федеральным Законом РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997) указано, что основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, которые складываются под влиянием спроса и предложений. Но, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, или при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству, возможно установление гарантированных цен. Эта цена устанавливается органом государственной власти (Правительством РФ) на основе целевой цены, которая должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.

Регулирование цен предусмотрено также Федеральным Законом РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» для предприятий первичной переработки сельскохозяйственной продукции, занимающих доминирующее положение..

В качестве нарушений государственной дисциплины цен рассматриваются следующие действия: завышение цен, зарегистрированных при декларировании; завышение надбавок к регулируемым ценам, непредставление или занижение установленных скидок и т.д.

Порядок применения санкций включает проверку органами ценообразования соблюдения дисциплины цен и возможного взыскания в доход бюджета излишне полученных сумм и штрафа.

Налоговая политика государства представлена налоговой системой действующей в РФ, которая заключается в совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке.

Основные принципы построения налоговой системы территориальный и функциональный. Все налоги в соответствии с первым принципом разделяются на три вида: федеральные, республиканские (субъекты федерации) и местные. Они формируют соответственно централизованного бюджета государства, региональных и местных бюджетов.

Второй принцип разделяет налоги с доходов физических лиц и налоги с юридических лиц.

В настоящее время невозможно указать общее количество налоговых платежей, так как Конституцией РФ сняты ограничения в введении местных налогов и сборов.

Налоговая система состоит из следующих элементов:

Налогоплательщик (субъект налогообложения) - юридическое или физическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплаты налога;

· объект налогообложения - доход (прибыль), имущество или оборот субъекта налогообложения, которые являются основой для исчисления налога;

· налоговая база - величина имущества, оборота или дохода (прибыли), подлежащая налогообложению;

В настоящее время невозможно указать общее количество налоговых платежей, так как Конституцией РФ сняты ограничения в введении местных налогов и сборов.

Налоговая система состоит из следующих элементов:

Налогоплательщик (субъект налогообложения) - юридическое или физическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплаты налога;

объект налогообложения - доход (прибыль), имущество или оборот субъекта налогообложения, которые являются основой для исчисления налога;

налоговая база - величина имущества, оборота или дохода (прибыли), подлежащая налогообложению;

налоговая ставка размер налога на единицу объекта налогообложения;

налоговые льготы - частичное или полное освобождение от налога;

порядок исчисления и уплаты налога;

ответственность за нарушения налогового законодательства.

Большую долю в общей сумме платежей составляют акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятия, плата за землю.

Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара. С их помощью государство регулирует спрос и предложение, а также пополняет госбюджет. Данные налог устанавливается на высокорентабельную, деликатесную, дефицитную продукцию и товары для населения. Акциз может устанавливаться в процентах (ставка) к отпускным ценам или в абсолютной сумме на единицу обложения. Например, спирт, винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия и др.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенная форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Реализуется НДС через надбавку к цене товара (работ, услуг) и оплачивается конечным потребителем.

Цены и тарифы, регулируемые государством, подразделяются на два вида: цены без НДС и цены с учетом налога.

Исходя из экономической целесообразности и социальной справедливости, от уплаты налога на добавленную стоимость освобождены отдельные виды продукции и товаров на определенных условиях. Например, товары (работы, услуги) собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности из числа бывших работников этих предприятий по установленным нормам.

Налог на прибыль предприятия один из основных элементов налоговой системы РФ и инструментом перераспределения национального дохода. Этот налог является прямым налогом, так как его сумма полностью зависит от величины конечного финансового результата. По отдельным видам деятельности доходы облагаются в особом порядке. Например, уменьшают налогооблагаемую прибыль, полученную от реализации продукции детского питания; значительные льготы предоставляются малым предприятиям, осуществляющим производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров. Общая сумма льгот не должна уменьшать фактическую сумму налога (без учета льгот) более чем на 50%.

Плата за землю предусматривает цели: стимулирование рационального использования, охрану и освоения земель, повышение плодородия почв и др. Налог устанавливается в виде стабильных платежей в расчете на год и зависит от состава угодий, площади и местоположения участка, качества земли.

Платежи во внебюджетные социальные фонды: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонды обязательного медицинского страхования; фонд занятости населения. Суммы отчислений относятся на издержки производства и обращения.

За нарушение налогового законодательства предусматривается административная, уголовная и экономическая ответственность налогоплательщика.

Экономическая ответственность существует в виде взысканий, штрафов, пени за задержку уплаты.

Государство воздействует на образование и применение цен, используя различные методы. В предусмотренных законом случаях могут быть установлены фиксированные цены, предельный их размер или предельный уровень рентабельности.

Федеральным Законом РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997) указано, что основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, которые складываются под влиянием спроса и предложений. Но, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, или при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству, возможно установление гарантированных цен. Эта цена устанавливается органом государственной власти (Правительством РФ) на основе целевой цены, которая должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.

Регулирование цен предусмотрено также Федеральным Законом РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» для предприятий первичной переработки сельскохозяйственной продукции, занимающих доминирующее положение..

В качестве нарушений государственной дисциплины цен рассматриваются следующие действия: завышение цен, зарегистрированных при декларировании; завышение надбавок к регулируемым ценам, непредставление или занижение установленных скидок и т.д.

Порядок применения санкций включает проверку органами ценообразования соблюдения дисциплины цен и возможного взыскания в доход бюджета излишне полученных сумм и штрафа.

Налоговая политика государства представлена налоговой системой действующей в РФ, которая заключается в совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке.

Основные принципы построения налоговой системы территориальный и функциональный. Все налоги в соответствии с первым принципом разделяются на три вида: федеральные, республиканские (субъекты федерации) и местные. Они формируют соответственно централизованного бюджета государства, региональных и местных бюджетов. Второй принцип разделяет налоги с доходов физических лиц и налоги с юридических лиц.

Вопросы для самопроверки

1. Из каких сфер и звеньев состоит финансовая система?

2. Что является субъектом и объектом финансов?

3. Почему налоги необходимы?

4. В чем принципы налогообложения?

5. Назовите функции налогов.

6. Основные объекты обложения налогами.

7. В чем значение и сущность акциза?

8. Какие товары являются подакцизными?

9. Что представляет налог на добавленную стоимость?
10.Что подлежит обложению НДС?

11. Основные льготы по НДС?

Тесты по теме

1. Налог на добавленную стоимость является:

а) косвенным налогом;

б) прямым налогом;

в) формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства.

2. Объектами обложения земельным налогом являются земли:

а) земли, занятые предприятиями и службами воздушного флота федеральной собственности;

б) земли общего пользования населенных пунктов;

в) сельскохозяйственного назначения;

г) для предпринимательской деятельности;

3. Плателыциками НДС являются:

а) обособленные подразделения предприятий (организаций);

б) международные объединения;

в) производственные предприятия;

г) иностранные юридические лица, осуществляющие производственную деятельность на территории РФ;

д) цеха предприятия, выпускающие продукцию.

4. Что не включается в облагаемый НДС оборот:

а) обороты по реализации товаров, работ и услуг;

б) обороты по реализации товаров из цеха в цех;

в) приобретение предприятием товаров на стороне и их реализация;

г) денежные средства, полученные от других предприятий в виде финансовой помощи;

д) суммы штрафов, пени, неустоек на нарушение обязательств по договорам по поставке товаров.

5. В какие цены входит НДС:

а) свободные рыночные цены;

б) регулируемые государством цены на продукцию;

в) розничные цены на потребительские товары для населения;

г) тарифы на продукцию топливно-энергетического назначения.

6. Кто не является плательщиком налога на прибыль:

а) юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность в РФ;

б) малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров и пр.

в) постоянные представительства иностранных предпринимателей, занимающихся в РФ коммерческой деятельностью;

в) сельскохозяйственные предприятия промышленного типа;

г) организации любой организационно-правовой формы

по производству и реализации сельскохозяйственной продукции.

7. Назовите, что из перечисленных элементов, относится к налоговой базе:

а) доход (прибыль);

б) величина имущества, оборота или дохода (прибыли);
размер налога на единицу налогообложения;

в) порядок уплаты налога;

г) частичное освобождение от налога.

8. На какую (из перечисленных) продукцию устанавливается акциз:

а) табачные изделия;

б) ювелирные изделия;

в)хлебобулочные изделия;

г) спирт;

д) винно-водочные изделия.

Ответы на тесты по темам и задачи:

Ответы на тесты по теме 1.1.

1 – а,б,в,г,д.

2 – а,б,в,г,д,е,ж.

3 – а,б,в,г,д.

4 – а,б,в,г,д.

5 – а,б,в,г,д,е,ж,з,и,к.

6 – а,б,в,г,д,е,ж.

Ответы на тесты по теме 1.2.

1 – б,в.

2 – а,б,в,г.

3 – а,б,в,г,д,е,ж,з,и,к,л.

4 – а,б,в,г.

5 – а,б,в,г,д.

6 – а,б,в,г,д,е,ж,з,и.

Ответы к тестам по теме 2.2.

1 – а, б, в.

2 – а, б.

3 – б.

4 – а, б, в, г.

5 – б, в.

Ответы на тесты к теме 4.1.

5. г)

6. б), г), д)

7. в)

8. г)

Ответы на тесты к теме 4.2.

6. г)

7. б), г)

8. в)

9. г)

10. г)

Ответы на тесты к теме 4.3.

1.б)

2.б), в), д), ж)

3. б), г), д)

7. б)

8. в)

9. в)_

Ответы на тесты к теме 4.3.1.

6. а), б), д)

7. б)

8. в)

9. б), в), д)

10. в)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: