В этом разделе следует ответить на вопросы:
- Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции?
- Как обстоят дела, с объемами продаж, с доходами, с внедрением новой продукции, с техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании)?
- Много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих изделий? Что представляет собой их продукция (основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей)?
- Каков уровень их цен на их продукцию?
- Какова политика их цен?
Конкурентов надо оценивать предельно трезво, не бояться их, а обращать внимание на пробелы в их стратегии или качественных характеристиках товаров.
В борьбе со своими конкурентами можно выбрать курс либо на ценовую конкуренцию (предлагая аналогичную продукцию по более низкой цене), либо на конкуренцию качества (продажа по той же цене, что у конкурентов, но более качественной).
План маркетинга
В этом разделе содержатся:
- схема распространения товаров;
- ценообразование;
- реклама;
- методы стимулирования продаж;
- организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров);
-формирование общественного мнения о предприятии и его продукции.
Кратко излагается:
- способ продажи продукции - через собственные магазины или через розничные и оптовые торговые организации;
- методы определения цены на продукцию и ожидаемый уровень прибыльности на вложенные средства;
- организация рекламы и сколько примерно на это выделяется средств;
- за счет чего будет осуществляться рост объемов продаж – за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;
- как будете добиваться улучшения репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности.
Важным моментом при составлении бизнес-плана является правильное определение характеристик выпускаемой продукции. Характеристики рекомендуется объединить в следующие группы:
Потребительские – дизайн, вкус, запах, срок хранения, натуральность, универсальность, уникальность, лечебность.
Ценовые – оптовая цена, розничная цена, цена с доставкой, цена по предоплате, цена со скидкой по количеству, цена с сезонной скидкой.
Доставки – возможность доставки, срок доставки, зона доставки.
Розничной упаковки - транспортабельность, удобство, запоминаемость.
Оптовой упаковки – транспортабельность, складируемость.
Продажи – марка продавца, условия оплаты, регион сбыта.
Продукция предприятия может распространяться по двум основным каналам: через собственную розничную сеть и систему розничных торговых предприятий и оптовые базы. Достоинства первого канала: возможность управления ценами, быстрый возврат денежных средств, постоянное поддержание ассортимента. Недостатки: сложность управления, дополнительные затраты на содержание собственных магазинов и доставку в них товаров.
План производства
Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством.
Главная задача этого раздела - доказать потенциальным партнерам, что вы будете в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством.
Вопросы, на которые надо ответить в этом разделе:
- Товары будут изготавливаться на действующем или вновь создаваемом предприятии?
- Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать год от года?
- Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
- Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
- Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
- Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? Возможны ли при этом проблемы и какого рода?
Данные этого раздела желательно анализировать в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий – и на 4-5 лет.
Необходимо сказать и о контроле качества. Необходимо сообщить, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества и какими стандартами при этом будут руководствоваться.
Полезно составить схему производственных потоков на предприятии, где будет изображено откуда и как будут поступать все виды сырья, материалы, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться.
Завершает раздел оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу, а также на утилизацию отходов и охрану окружающей среды.
Организационный план
В этом разделе указывается, какие специалисты (какогопрофиля, с каким образованием, каким опытом) и с какой заработной платой потребуются на постоянную работу или в качестве совместителей.
Приводится организационная схема предприятия, откуда видно, кто и чем будет заниматься, как все службы будут друг с другом взаимодействовать и как их деятельность намечается координировать и контролировать. В этом разделе желательно рассмотреть режим работы предприятия, источники получения материальных и топливно-энергетических ресурсов
Юридический план
В этом разделе указываются форма собственности и правовой статус предприятия: частное владение, кооператив, государственное предприятие, совместное предприятие и другие. Желательно указать реквизиты предприятия: организационно-правовую форму, дату регистрации, почтовый и юридический адрес, вид деятельности, ИНН, банковские реквизиты, контактные телефоны и пр.
Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации.