Понятие риска, его оценки, прогнозирования, управления им - вещь малознакомая для российских предпринимателей. Приемы "цивилизованного" обращения с коммерческими рисками знакомы пока немногим.
Важно заранее предугадать все ТИПЫ рисков, с которыми можно столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.
Требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для вас наиболее вероятны и во что они могут вам обойтись, быть готовым ответить на вопрос, как уменьшить риски и потери, указать организационные меры профилактики рисков и программу страхования от рисков
План по себестоимости, прибыли и рентабельности.
В данном разделе необходимо определить затраты на производство и реализацию продукции – себестоимость продукции. Эти затраты могут группироваться по элементам сметы или статьям калькуляции (табл.).
Группировка затрат по элементам сметы показывает общую сумму затрат, которые имеют место в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия при расчете со сторонними организациями (оплата стоимости сырья и основных материалов, вспомогательных материалов, топлива, энергии) и формировании специальных фондов (фонда заработной платы, единого социального налога, амортизационного фонда и пр. денежных расходов). Однако предприятию важно также знать не только общую сумму затрат, но и затраты на производство единицы каждого вида продукции. Для этих целей служит группировка затрат по статьям калькуляции, в которой показывается направление расходов и место их образования. Например, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии, зарплата основных производственных рабочих. На основе группировки затрат по статьям калькуляции можно также определить цеховую, производственную и полную себестоимость.
|
|
Калькуляцию себестоимости рекомендуется составлять при производстве новых видов продукции, отсутствующих на рынке, для установления оптово-отпукной цены. Если предполагаемая к выпуску продукция вырабатывается конкурентами, то следует ориентироваться на сложившиеся на рынке оптово-отпускные цены. В этом случае достаточно определить себестоимость продукции по основным элементам сметы затрат.
Методика расчета затрат на производство продукции и расчетные таблицы приведены ниже в таблицах 7-13.
В таблице 14 приведены основные показатели работы предприятия, в примечании приведены формулы для расчета этих показателй
.
Себестоимость производства продукции
Статьи затрат | Сырье и основные материалы | Вспомогательные материалы | Топливо со стороны | Энергия со стороны | Зарплата основная и дополнительная промышленного персонала. | Единый социальный налог | Амортизация основных производственных фондов | Прочие денежные расходы | Итого затрат (производственная себестоимость) |
А | |||||||||
1. Основное сырье за вычетом реализуемых отходов | |||||||||
2. Прочие основные материалы | |||||||||
3. Расходы по таре | |||||||||
4. Транспортно-заготовительные расходы | |||||||||
5. Упаковочные материалы | |||||||||
6. Топливо и энергия на технологические цели | |||||||||
7. Основная заработная плата производственных рабочих | |||||||||
8. Дополнительная зарплата производственных рабочих | |||||||||
9. Единый социальный налог |
10. Расходы на подготовку и освоение производства | |||||||||
11. Общепроизводственные расходы | |||||||||
12. Цеховые расходы | |||||||||
Итого, цеховая себестоимость | |||||||||
13. Общехозяйственные расходы | |||||||||
14. Прочие производственные расходы | |||||||||
Итого, производственная себестоимость | |||||||||
15. Коммерческие расходы | |||||||||
Итого, полная себестоимость |
Финансовый план
|
|
Это самый сложный раздел бизнес-плана, в котором все изложенное в предыдущих разделах словами находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия.
Здесь готовятся следующие документы:
- прогноз объемов реализации;
- баланс денежных расходов поступлений;
- таблица доходов и затрат;
- сводный баланс активов и пассивов;
- график достижения безубыточности (график прибыльности).
Этот перечень стандартен для мировой практики, опирающейся на иную систему бухгалтерского учета. Однако уже и в нашей стране начата подготовка к переходу на стандарты евробухучета.
Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую вы полагаете завоевать своей продукцией, составляется на 3 года. Для первого года данные приводятся помесячно, для второго года – поквартально, третий год приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
На 1-й год точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Со 2-го года – прогнозные прикидки. Важно, чтобываши оценки были реальными.
Баланс денежных расходов и поступлений этот документ позволяет оценить, сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени, т.е. до начала реализации.
Главная задача баланса денежных расходов – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность вашего предприятия при реализации данного проекта, определить общую стоимость всего проекта. Если сбыт вашей продукции был связан с длительным омертвением средств в расчетах с покупателями, т.е. в дебиторской задолженности, то для поддержания вашей ликвидности придется первое время делать регулярные дополнительные «впрыскивания» денежных средств, которые увеличит вашу потребность в инвестициях.
Формирование реального рыночного механизма заставит и банкиров, и предпринимателей относиться к планированию денежных потоков серьезнее и тщательнее прорабатывать баланс денежных доходов и поступлений, показывающий помесячно (для 1-го года), поквартально (для 2-го года) и в целом за год (для 3-го года) статьи и суммы вложения средств и поступления от реализации продукции.
|
|
Таблица доходов и затрат – в нее включаются показатели:
· доходы от продаж товаров;
· издержки производства товаров (полная себестоимость продукции);
· суммарная прибыль от продаж
· чистая прибыль
Задача этого документа – показать, как будет формироваться и изменяться прибыль (для первого года – помесячно, для второго – поквартально, для третьего – в расчете на год).
Сводный баланс активов и пассивов предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.
График достижения безубыточности – это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажную цену и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-переменные издержки).
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, т.е. тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. При этом объеме производства будет достигнута безубыточность производства и дальнейшее увеличение объемов реализации приведет к появлению прибыли.
Желательно дать несколько вариантов графика в зависимости от уровня цен на продукцию и объяснить, какой из них, наиболее реалистичен с учетом информации из раздела «Оценка рынка сбыта».
Тыс. руб.
выручка от реализации
Т=Цо*В
себестоимость продукции С=УПР+
|
|
ПРед*В
точка безубыточности
зона переменных
затрат – Пред*В
Условно-постоянные затраты -УПР
Во В
Объем выпуска (Во), при котором Объем производства (В)
достигается безубыточность (в натуральном выражении)