Формы собственности в современном хозяйстве

Экономисты выдвигают в качестве основы современного рыночного хозяйствамногообразие форм собственности (полиморфизм). Но ГК РФ, часть 1 которогобыла введена в действие с 1995 года, устанавливает, что многообразие форм -юридически не вполне корректное определение. Юристы считают, что наличиеразных “форм собственности” неизбежно влечет появление разных правсобственности, как это было в социалистическом хозяйстве: личная формасобственности гарантировала собственнику иные возможности, чемгосударственная. Это касалось круга объектов собственности, формответственности за ее использование и др.В принципе, нет непреодолимого противоречия в понимании проблемы формсобственности между экономистами и юристами. Придерживаясь критериев классификации собственности с объектно-субъектныхпозиций, рассмотрим допустимые и эффективные формы в современной рыночнойэкономике, особенности их регламентации российским законодательством,проблемы реализации на практике. Субъекты собственности - это, согласно ГК РФ, граждане, юридические лица, федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Немогут выступать в качестве субъектов собственности образования, не являющиесясубъектами гражданского права. В частности, трудовые и иные коллективы,различные общины и другие объединения граждан, не имеющие собственногоимущества, обособленного от других участников, не могут выступать в качествесубъектов собственности. Как таковой, коллективной формы собственностиГражданский кодекс не предусматривает. Возможны только следующие формысобственности (по субъектам):· частная (граждан или организаций);· государственная в двух вариантах (федеральная и субъектов федерации):· муниципальная (местных органов власти).Развитие рыночных отношений и федеративного государственного устройства сразвитым местным самоуправлением обусловливает необходимость не упразднения государственной собственности, а четкого определения необходимых еемасштабов, формирования ее многоуровневости.В современном мире нет ни одной страны, где бы государство и местныесообщества не имели в своей собственности хозяйственные объекты, природныересурсы, историко-культурные ценности и т.д. Публичные формы собственностиприменяются в тех сферах, где:· объективно велика потребность в прямом, централизованном управлении(железнодорожный транспорт, почтовая связь и т.п.);· ориентация на прибыльность не может быть критерием, достаточным дляфункционирования в общественных интересах (система образования издравоохранения, дорожное строительство, коммунальное хозяйство).Доля госсектора в экономике западных стран определяется следующими данными: дляАвстрии – 25 %, Франции - 22,8 %, Греции - 22,3 %, Италии - 20 %, ФРГ – 14 %[6]. Очевидно, что государственная собственность сохранится в определенныхсекторах и сферах экономики и в России, причем. Если учесть традициинациональной экономической культуры, справедливо предположить необходимость еесохранения в достаточно больших масштабах.Рыночные реформы, сопряженные с трансформацией государственного устройстваРоссии, становлением федерализма и местного самоуправления, направлены напреобразование монолита государственной собственности, причем оно состоит нетолько в становлении частных форм, но и в обособлении присвоения в региональномплане, становлении, наряду с федеральной собственностью, собственностисубъектов федерации и муниципальной собственности. Объектами региональной собственности становятся те ресурсы, средствапроизводства, объекты социальной инфраструктуры, которые в определяющейстепени воспроизводятся на уровне регионов, в наибольшей мере способствуютреализации задач регионального развития и местного самоуправления.Поскольку местное самоуправление не является формой государственного управления, муниципальная собственность не является разновидностью государственнойсобственности, а выделяется как самостоятельная форма собственности.Всякая собственность, не являющаяся государственной или муниципальной - это частная собственность. Преимущества частной собственности, ее наибольшеесоответствие рыночным принципам состоит в том, что она развивается спонтанно,для частного собственника характерно стремление использовать ее эффективно, снаибольшей отдачей.В политических дискуссиях при трактовке частной собственности допускают покрайней мере две типичных погрешности.1. частная – это собственность одного лица (семьи)и2. частная – значит ничем не ограниченная собственность. Внимательный взгляд на современные отношения собственности отвергает такойподход. Во-первых, современные хозяйственные системы отошли от монополиисобственности отдельных лиц (семей). Большинство из них базируются на различныхформах долевой, паевой собственности: акционерной, партнерской, кооперативной.Экономисты считают, что по содержанию это - коллективные формы собственности.Но их существенное отличие от прежних представлений о коллективном присвоениикак “ничейном” состоит в том, что права собственности в них персонифицированы,строго оговорены. Это возможно на основе использования закрепленных Гражданскимкодексом Российской Федерации организационно-правовых форм предпринимательскойдеятельности. Наиболее значимой для современных экономических отношенийявляется акционерная собственность, в максимальной степени соответствующаякрупному машинному производству - основе современной экономики. Во-вторых, юридическое определение собственности указывает наисключительность прав собственника в отношении имущества, но это не означает,что права собственника ничем не ограничены и юридический собственник монопольнореализует свои имущественные права. Более того, можно согласиться с темиэкономистами, которые считают, что в современных хозяйственных системах любаяформа собственности является по сути общественной.Формально не обобществленные (не национализированные) объекты собственностисегодня функционально обобществлены. Государство (и местные органы власти)получают часть дохода предпринимателей - собственников, аккумулируя его вбюджетах разных уровней и во внебюджетных фондах. Современное государство иорганы местной власти регулируют вопросы распоряжения собственностью,контролируя отношения аренды, наследования, купли - продажи имущества, проводяантимонопольную политику и т.д. Следовательно, справедливо мнение, что всовременных социально-экономических системах имеет место функциональноеразделение прав собственности, реальное обобществление всех форм присвоения,обусловленное уровнем социального и экономического развития индустриальныхстран мира, зрелостью их как правовых обществ, степенью развитости ихсоциально-политических систем.Как уже указывалось выше, с точки зрения объекта присвоения, особый интересдля экономистов представляют такие формы, как интеллектуальная собственность,собственность на средства производства и на землю. Действительно, сэкономических позиций владение производственными ресурсами наиболее значимо.Сегодня общепринятой считается эффективность частного владения средствамипроизводства. Лишь немногие исследователи придерживаются противоположнойточки зрения[7] и настаивают напреимуществах огосударствления средств производства.Как уже было указано выше, основу экономики современных экономически развитыхстран составляет акционерная собственность. Однако, с социально-экономическихпозиций, с точки зрения экономической эффективности и социальной стабильности,важно учитывать распределение уставного капитала между собственниками иработниками. Думается, что перспективно развитие форм собственности,основанных на вовлечении работников во владение средствами производства, накоторых они трудятся. Передача значительной части имущества в коллективно - долевуюсобственность работников стала глобальной мировой тенденцией. Это, с однойстороны:1) повышает общую социальную стабильность, а, с другой,2) стимулирует трудовую мотивацию работников, становящихся совладельцамипроизводства. Инновационный тип экономического роста, переход к которому, вконечном счете, и обусловил необходимость радикальной перестройки прежнегохозяйственного механизма, объективно требует передачи хотя бы частипрерогатив собственника лицам наемного труда, превращения их в совладельцев ив соуправителей.В наиболее законченном виде концепция "предпринимательского коллектива"оформилась в американской программе ESOP (ESOP - Employer Stock OwnershipPlan - программе распределения акций для приобретения собственностиработниками). Для нее характерны объединение членами трудовых коллективовфункций собственника, предпринимателя и наемного работника, а это означаетобеспечение единства интересов, как правило, противоречивых в традиционномварианте с разделенными функциями.Работники - совладельцы трудятся более продуктивно, чем наемные работники вобычных компаниях, западная статистика отмечает, что они менее, чем наемныеработники участвуют во всякого рода социальных конфликтах. Двадцатилетнийопыт реализации программы ESOP в США и других развитых странах позволилвыработать механизмы функционирования предприятий с рабочей акционернойсобственностью, позволяющие избежать проедания ими доходов и эффективноработать в условиях рыночной конкуренции.Механизм образования этой собственности таков. Компания создает доверительныйфонд, в котором каждый наемный работник имеет свой индивидуальный счет.Компания вносит в этот фонд свои новые акции или деньги для покупкисуществующих акций. Она может получить у государства заем на эти цели нальготных условиях. При этом компания делает периодические денежные взносы,чтобы фонд мог рассчитываться по займу. Эти взносы налогами не облагаются.Таким образом, компания, решившая применить собственность работников,попадает в льготные условия. Именно это обстоятельство в большинстве случаевявляется главным при принятии компаниями такого решения.Работники не вкладывают свои собственные сбережения в покупку акций компаний.Акции бесплатно распределяются по индивидуальным счетам работников в размересуммы их заработной платы.При образовании такой собственности преследуются две основные цели: повыситьмотивацию к труду и заинтересовать рабочих в делах компании. Этозакладывается в принцип формирования собственности и распоряжения ею.Установлено. что мотивация к труду выше, если акции продают только своимрабочим. Поэтому, чтобы не допустить посторонних, компания предпочитает самавыкупить акции у тех рабочих. которые по какой-то причине решили их продать.Контрольные функции коллектива определяются его долей в капитале компании.Чтобы не снизить эту долю, устанавливаются ограничения в распоряженииакциями. Так, право продажи акций предоставляется спустя определенный срок -от 5 до 7 лет. Работники могут получить свои акции только при увольнении илипри уходе на пенсию.Американцы подчеркивают, что собственность работников не является групповой,коллективной собственностью: рабочие владеют акциями не совместно, а каждыйимеет акции на своем счету. Но находится эта собственность в коллективномупотреблении. К началу 90-х годов численность наемных работников США,охваченных программами ESOP, составила 10 млн. человек, или более 10 % всейрабочей силы страны [8].Сложной для России проблемой является собственность на землю. До сих пор непринят Земельный Кодекс - основной документ, регулирующий земельные отношенияв стране. Кодекс принят Государственной Думой, однако, как считаютспециалисты, шансов провести его через Совет Федерации немного из-занеотработанности проблем оборота земли.Сторонники радикальных перемен настаивают на закреплении права частнойсобственности на землю, включающей право свободной купли - продажи. Другаячасть политиков и исследователей настаивает на сохранении государственнойсобственности на землю.Не вдаваясь в глубины аргументации, заметим, что земельный рынок,собственность на землю, как показывает мировой опыт, являются наиболеерегламентируемыми объектами государственного и регионального регулирования.Закрепление права собственности на землю сопряжено с необходимостьювыполнения частными владельцами требований охраны окружающей среды,соблюдения режима водопользования. Во многих странах собственник земли должениметь определенный ценз натурализации в этой стране, образовательный ценз;владение землей увязывается с ее целевым использованием, выполнениемспециальных условий, вплоть до согласия владельцев соседних участков. Вбольшинстве государств в целях пресечения спекуляции законодательноустанавливается ограничение продажи купленной земли на определенный срок: 10- 12 лет - в Испании, до 30 лет - в Италии, 3 года - в Японии.Специалисты по земельному законодательству отмечают, что в мире идет переход к разрешительной системе земельных отношений, отказ от принципа “разрешеновсе, что не запрещено”. В отношениях земельной собственности переплетаютсяинтересы государства, региональных структур, жителей и хозяйствующих субъектов.Рыночное их согласование не всегда эффективно, зачастую сопряжено ссоциально-политическими конфликтами и требует дополнения регулирующимвоздействием государственных и местных властных структур.С учетом выше сказанного, можно предположить, что наиболее приемлема дляРоссии частная собственность на землю с достаточно детальной регламентациейполномочий собственника.Объектами интеллектуальной собственности являются творения человеческогоразума, интеллекта. Владение знанием, информацией, другими результатамиинтеллектуального труда - необходимая предпосылка и условие современных видовэкономической деятельности.Обычно под интеллектуальной собственностью понимают промышленнуюсобственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы итоварные знаки) и авторское право (главным образом то, что относится, кнауке, культуре и искусству, сюда же относятся компьютерные программы).В нашей Конституции гарантируется охрана интеллектуальной собственности. Этотобщий принцип развивается в федеральных законах. Но традиции интеллектуальнойсобственности только еще формируются, права интеллектуальной собственностидовольно часто нарушаются. Достаточно вспомнить “пиратство” на видеорынках,рынках программных средств. По оценкам специалистов, потери от незаконногооборота нелицензированных программных средств в России в 1995 году исчислялисьв 1 млрд. долл. Все это требует особого внимания к проблеме защитыинтеллектуальной собственности в России[9]. 3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы. Наиболее сложной проблемой в системе рыночных преобразований являетсяприватизация государственной и муниципальной собственности. Под приватизацией принято понимать "передачу государственной или муниципальнойсобственности за плату или безвозмездно в частную собственность"[10].Процессы приватизации, которые развиваются в России и другихпостсоциалистических странах, не являются уникальными в мировом хозяйственномразвитии. Причины широкомасштабной приватизации 70х, 80-х годов взападном мире многогранны, являются конкретно-историческими.Западноевропейская приватизация обусловлена определенной стадиейэкономического развития, сменой общественных приоритетов, в том числе,отказом от идеологии "государства благоденствия", в определенной мере, - недостаточной эффективностью работы госсектора. Западный мир накопил значительный опыт осуществления приватизации, которыйнеобходимо анализировать и использовать. Однако, ни темпы, ни масштабы, ни целии условия их приватизации несоизмеримы с российскими. К примеру, широкопропагандируемый опыт британской приватизации ограничиваетсяпреобразованием в частные нескольких десятков государственных предприятий втечение полутора десятков лет. Существенным ограничением для России взаимствовании форм и механизмов приватизации является то, что имевшийся до сихпор мировой опыт приватизации базируется на рыночной экономике.Начатую в нашей стране с 1 октября 1992 года приватизацию называют “чековой”,или “ваучерной”, так как основным платежным средством на первом этапевыступали приватизационные чеки. Применение приватизационных чековограничивалось объектами государственной собственности. Муниципальнаясобственность не могла быть приватизирована путем использованияприватизационных чеков.Начало чековой приватизации было положено Указом Президента РФ “О введении вдействие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа1992 года № 914.Первый этап приватизации, определенный Государственной программойприватизации, поставил следующие социально-экономические цели этого процесса:1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданиюсоциально ориентированной рыночной экономики.2. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.3. Социальная защита населения и развитие объектов социальнойинфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. 4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в РоссийскойФедерации.5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народногохозяйства.6. Привлечение иностранных инвестиций. 7. Создание условий и организационных структур для расширениямасштабов приватизации на последующих этапах.Реальная экономическая результативность приватизации 1992 - 1994 г.г. не можетбыть оценена однозначно. Трудно выделить специфическое воздействие фактораприватизации на кризисный спад экономики. Одной из проблем оценки эффективностиприватизационных процедур, последствий и результатов приватизации являетсяотсутствие необходимой статистики. Государственные органы статистики собирают иобобщают статистику хода приватизации, не ориентируясь на еесоциально-экономическую результативность.Официальная оценка результатов первого этапа приватизации Госкомимуществомбыла весьма оптимистичной. “Приватизация в России состоялась... Созданобширный класс собственников... Создан фондовый рынок... Россия можетрассчитывать на быстрый экономический подъем в самое ближайшее время”.Однако, это мнение не разделяли не только экономисты - исследователи, но ифедеральные властные структуры, региональные и местные органы власти, деловыекруги России, указывая на нереализованность поставленных Государственнойпрограммой стратегических целей, проблемы и провалы ее конкретных шагов[11].Общая картина экономического положения в Псковской области, по завершениипервого приватизационного этапа, выглядит весьма неблагоприятно. В 1995 годузначительно увеличилось количество убыточных предприятий, удельный вескоторых составил 45 процентов (1994 г. - 44 %, 1993 г. – 11 %, 1992 г. - 24%, 1991 - 6 %). В 1991-1995 гг. наблюдался заметный спад промышленногопроизводства в области: объем промышленного производства 1995 года составил34 % к 1990 г.Таблица C. Динамика объемов промышленного производства в Псковской области(в процентах к предыдущему году)[12]
              1999*
Продукция промышленности              
Производство товаров народного потребления              
в том числе:  
продовольствен-ные товары     100,3        
непродовольствен-ные товары              
* данные девяти месяцевПонятно, что сжатые сроки разработки программ, недостаток опыта подобной работыи дефицит квалифицированных специалистов обусловили слабость аналитическогообоснования приватизационных программ, отсутствие в них рекомендаций поформам и методам приватизации, учитывающим региональную и производственнуюспецифику, мировой опыт ее осуществления. Все это в значительной мерепредопределило результаты первых приватизационных мероприятий и их последствия.К недостаткам первого этапа приватизации следует отнести следующее:· Из-за слишком поспешного преобразования государственныхпредприятий в акционерные общества, последние оказались неподготовленными кработе в условиях рынка.· При проведении чековой приватизации практически нерешенной оказаласьзадача защиты прав и интересов владельцев приватизационных чеков. Выпуск приватизационных чеков был осуществлен в нарушение Закона “Об именныхприватизационных счетах и вкладах”, при этом полностью отсутствовалконтроль со стороны органов государственной власти за деятельностью чековыхинвестиционных фондов и других организаций, работавших с приватизационнымичеками граждан, что создало основу для финансовых афер, обмана граждан и другихзлоупотреблений.· Характерно приобретение за бесценок контрольных пакетов акций лицами (чаще всего, из администрации предприятий), которые не обеспечили хотя бысдерживания спада производства на купленных предприятиях.Значительная часть акций приватизированных предприятий, в соответствии смоделями приватизации использованными в Российской Федерации, осталась всобственности государства. По итогам российской приватизации в 1995 годусовокупный частный сектор по числу впервые превысил государственный (50,5 и49,5 % соответственно). По доле произведенной продукции в ВВП этот рубеж небыл преодолен.Следовательно, многие организации с точки зрения экономических формсобственности, превратились в смешанные. По завершении акционирования встает проблема управления смешанными предприятиями при сохранении контролягосударства над ними, или при необходимости, реализации пакета акций,закрепленных за государством.Кратко остановимся на финансовых аспектах приватизации. Федеральные иместные программы предусматривали определенные нормативы распределения средствпо бюджетам разных уровней. Учитывая "ваучерный" характер первого этапа нашейприватизации, нельзя было и ожидать поступления значительных средств отприватизации государственного имущества. Они действительно оказались весьманезначительными, что подтверждается как данными по Российской Федерации вцелом, так и по Псковской области, представленных в таблице и диаграммах.Таблица D. Доходы от приватизации в Российской Федерации (млрд. руб.)[13]
  1993 г. 1994 г.
Общая сумма доходов от приватизации 310.1 734.7
В т.ч. в федеральный бюджет 62.6 113.5
В бюджеты территорий 247.6 621.2
Доля доходов от приватизации в общем объеме налоговых поступлений 0.8 0.5
Совокупный федеральный доход от приватизации в 1995 г. составил 7,6 трлн.рублей, а по итогам 9 мес. 1996 г. - 1 трлн. рублей.Доходы от приватизации в Псковской области оказались на уровнесреднероссийских показателей и не превысили одного процента от доходовбюджета: Несмотря на незначительную величину средств, полученных от приватизации напервом этапе, следует иметь в виду, что полученные доходы - специфическийвид финансовых ресурсов государства, регионов и приватизируемыхпредприятий. Это надлежит учесть на втором (денежном) этапе приватизации.Нецелесообразно использовать полученные доходы на покрытие текущих бюджетныхрасходов и пополнение оборотных средств, что чаще всего имело место. Уместнопривести замечание бывшего премьер-министра Великобритании лордаМакмиллана, сравнившего приватизацию с распродажей фамильного серебра. Доходы от приватизации - единовременный источник, по завершении программприватизации он исчезает, а вместе с ним исчезает и улучшенная за ее счетсбалансированность бюджетов всех уровней, стабилизация финансового положенияпредприятий. Кроме того, следует иметь в виду, что приватизация имущества несоздает дополнительного продукта в вещественной форме. "Накачка"приватизационных денег в обращение - дополнительный фактор инфляции.С 1 июля 1994 года начался новый этап приватизационных процессов - денежнаяприватизация. Указом Президента РФ введены в действие “Основные положенияГосударственной программы приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.На новом этапе приватизации определены следующие приоритеты:· продажа пакетов акций не менее 25 процентов уставного капитала крупным инвесторам; · привлечение иностранных инвестиций;· совершенствование системы управления государственной и муниципальнойсобственностью;· решение вопросов приватизации сельскохозяйственных земель;· поддержка социальной сферы при приватизации предприятий;· развитие рынка ценных бумаг;· отработка схемы взаимодействия органов государственного управления снеплатежеспособными предприятиями в совершенствовании процедур банкротства. Не исключено, что второй этап приватизации может явиться лишь логическимпродолжением ваучерного этапа. Экономическая эффективность, заявленная как цельвторого этапа, может оказаться такой же недостижимой, как и социальнаясправедливость, провозглашенная официальной идеологией первого этапа.Озабоченность такой перспективой высказывается многими политическими деятелямии экономистами - исследователями[14].

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: