Составление полной программы подготовки

Программы подготовки бывают разных видов и форм, но чтобы быть эффективными, они все должны основываться на оценке потребностей спортсмена в рамках конкретного вида спорта. К сожалению, существует много программ, основанных на идее, что они должны включать обязательную физическую и техническую подготовку, только потому, что все так делают. При проектировании программы следует задать четыре основных вопроса:

1. Какие навыки необходимы для соответствия данному виду спорта?

2. Которыми из них спортсмен уже обладает?

3. Как эти навыки можно развить?

4. Какие новые навыки спортсмен должен приобрести?

Все эти вопросы требуют оценки индивидуума и вида спорта. Существуют стандартизированные психометрические показатели и методы оценки, которые вполне доступны, но должны быть выполнены уполномоченным спортивным физиологом, который смог бы проанализировать и, что более важно, интерпретировать результаты и порекомендовать соответствующие схемы тренировки. Ориентировщик и тренер могут составить основные схемы тренировок, используя некоторые весьма простые механизмы. Упрощенный подход состоит в том, чтобы оценить все факторы, которые, по мнению индивидуума, производят эффект, прямо или косвенно, на выступление. Необходимо рассмотреть период перед соревнованием, соревнование непосредственно и период после соревнования. Факторы перед соревнованием должны включать в себя образ жизни, события дома, в школе или на работе, дни перед соревнованием и время, потраченное чтобы добраться на соревнование. Факторы соревнования должны включать регистрацию, установившуюся практику разминки, путь до старта, предстартовую ситуацию, непосредственно дистанцию и финиш. Факторы после соревнования включают все события, следующие после дистанции. Все факторы, влияющие на выступление можно классифицировать, как положительные, нейтральные и отрицательные. Вероятно, положительные факторы ''работают хорошо'' и нуждаются только в длительном укреплении на практике. Нейтральные факторы не проблема, так как производят нейтральный эффект. Однако отрицательные факторы нельзя рассматривать подобно нейтральным факторам. Любой фактор, производящий отрицательный эффект на выступление - проблема. Следующий шаг - выделить факторы, которые зависят и не зависят от ориентировщика. Необходимо работать над факторами, зависящими от ориентировщика и использовать соответствующую корректирующую стратегию для перевода их в разряд положительных. Однако всегда будут факторы, которые вне контроля индивидуума и именно для этой группы ориентировщик и тренер должны развить эффективные корректирующие стратегии, чтобы минимизировать их воздействие на выступление. Было бы невозможно придерживаться программы подготовки, которая учитывала все проблемы сразу, так что важно выделить наиболее трудные факторы и работать над одним двумя одновременно. Если ориентировщик при поддержке тренера вырабатывает собственные корректирующие стратегии, тогда они лучше будут контролировать проблему. Этот упрощенный подход может стать комплексным, если ориентировщик рассматривает физические, технические и психологические факторы.

Некоторые общие проблемы и методы ТПН

Проблема ТПН метод
Низкая мотивация Постановка цели
Волнение и напряжение Расслабление/позитивное размышление/воображение
Сильное возбуждение Расслабление/позитивное размышление/воображение
Волнение из-за конкурентов Концентрация и внимание
Важность соревнования Концентрация/установление цели
Легкое отвлечение Концентрация/учет ориентиров

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: