Теоретические инструменты анализа поведения потребителей(кривые безразличия и бюджетные линии)

Ординалисты считают, что измерять полезность сложно. Поэтому при определении равновесия потреби-теля они рассматривают кривую безразличия. Потреби-тель, приобретая, например, яблоки и груши, получает одинаковую общую полезность от 3 яблок и 2 груш, 4 яблок и 1 груши и т.д. На основании сочетаний различ-ных количеств яблок и груш можно построить кривую безразличия (рис.1).

Рис. 1. Кривая безразличия

Кривая безразличия – это геометрическое место точек, показывающих различные сочетания приобретаемых товаров, которые приносят одинаковую общую полез-ность. Но потребитель может выбрать только одно сочетание яблок и груш. Чтобы это определить, необхо-димо знать его доход или бюджет (I). Если предполо-жить, что X – количество яблок,Y – количество груш, Px – цена яблок, а Py – цена груш, то бюджет потребителя распределится следующим образом:

Px*X + Py*Y = I.

На этом основании можем построить линию бюджет-ного ограничения потребителя. Если предположить, что приобретаются только яблоки, то на весь бюджет потребитель купит X = I/Px яблок. Если предположить, что потребитель приобретает только груши, то он купит Y =I/Py груш. Значения X и Y будут точками пересече-ния осей координат линией бюджетного ограничения (рис. 2).

Рис. 2. Линия бюджетного ограничения

Совместив кривую безразличия и линию бюджетного ограничения, можем найти точку равновесия потреби-теля – это точка касания линии бюджетного ограниче-ния и кривой безразличия (Е). Опустив проекции на оси координат, можно узнать количество яблок и груш, которое купит на свой бюджет потребитель (рис. 3).

Рис. 3. Рациональный набор товаров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: