Цена – денежное выражение стоимости товара. Цено-образование – проблема эк.теории. Рыночное ценообра-зование – связь рынка и цены, которая происходит без централизованного руководства со стороны гос-ва.
Принцыпы ценообразования:
1) Установление цен на рынке на основе свободной конкуренции без контроля на них со стороны гос-ва, исключая некоторые товары;
2) цена – результат взаимоотношения спроса и пред-ложения;
3) цена – метод достижения равновесия в экономики и распределение дохода в обществе.
Общую модель ценообразования можно представить графически:
где Р –цена, Д-спрос, S-предложение, Q- объём произ-водства. Точка пересечения D и S – E приводит к формированию цены равновесия РЕ и равновесного объёма производства QЕ.
QD*P = QS*Pгде QD- объём спроса, QS – объём пред-ложения, Р – цена.
Ценообразующие факторы:
1) Уровень соотношения спроса и предложения;
2) Изменение в технологическом способе производст-ва, сочетание ресурсов;
3) Уровень рентабельности производства;
4) Изменение конъюктуры рынка (конъюктура – форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства, которые выражаются в определённом соотношении спроса и предложения, динамике цен);
5) Рыночная конкуренция.