Обращение взыскания, на бюджетные средства

Часто общественно-территориальные образования бывают вынуждены финанси­ровать расходы не на основании собственной воли (акта о бюджете на очередной год), а в принудительном порядке, например на основании судебных решений. В этом случае применяются специальные нормы, регулирующие порядок обращения взыскания на бюджетные средства, которые, по сути, предусматривают особые процедуры исполнения бюджетов по расходам.

Бюджетное законодательство, по общему правилу, закрепляет принцип иммунитета бюджетов. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:

• возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые

средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

• возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, за исключением случаев, определенных абз. 2 ст. 239 БК РФ.

Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством обращение взыскания на бюджетные средства, по общему правилу, не допускается. А исключения сделаны лишь в отношении судебных актов, причем касающихся только двух категорий дел.

Следует отметить; что вопрос об обращении взыскания на бюджетные средства более детально регулируется на федеральном уровне в законе о бюджете на очередной финансовый год. В нем на протяжении последних лет закрепляются два случая и порядка обращения взыскания на средства федерального бюджета:

1) по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета,

2) по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Рассмотрим более подробно каждый их них.

1. Обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется на основании исполнительных листов и судебных приказов судебных органов либо со счетов должников, открытых в учреждениях ЦБ РФ и (или) кредитных организациях, либо с их лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

В отношении взыскания денежных средств со счетов в учреждениях ЦБ" РФ и кредитных организациях бюджетное законодательство не предусматривает специальных правил. При этом, учитывая казначейскую систему исполнения бюджетов в России, существование подобных счетов является, скорее, исключением, нежели правилом.

Подавляющее большинство получателей бюджетных средств имеют свои счета в Федеральном казначействе. Соответственно взыскание обращается именно на эти счета. В связи с этим бюджетное законодательство достаточно детально определяет порядок списания средств именно с лицевых счетов.

Взыскание средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета. Однако бюджетное законодательство при недостаточности средств на лицевых счетах должников допускает выделение им главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в сумме, не­обходимой для исполнения требований по исполнительному документу.

Порядок взыскания средств федерального бюджета определен в Правил ах исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. В соответствии с указанными Правилами исполнительный лист предъявляется взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов. Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после предъявления исполнительного листа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного листа и о дате его приема к исполнению.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представляет в орган Федерального казначейства письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе, применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Одновременно с письмом должник представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения указанных требований в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Рос­сийской Федерации.

При отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном листе, должник направляет главному распорядителю (распорядителю), в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в двухмесячный срок обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросами-требованиями.

При неисполнении должником в течение двух месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган Федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном листе, органы Федерального казначейства приостанавливают осуществление операций по расходованию средств с соответствующих лицевых счетов должника до момента устранения нарушения.

Необходимо иметь в виду, что требование, содержащееся в исполнительном листе, по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, исполняется в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете, открытом ему в органе Федерального казначейства для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При недостаточности средств на указанном лицевом счете должника взыскатель вправе в судебном порядке предъявить требования в части неисполненного обязательства к главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится должник.

2. Исполнительные листы судебных органов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются для исполнения в Министерство финансов РФ.

Процедура их исполнения определена в Правилах исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти.

Исполнение судебных решений по искам к Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих указанные ассигнования.

В целях исполнения судебного акта по иску к казне Российской Федерации взыскатель представляет исполнительный лист, а также другие необходимые документы непосредственно в Министерство финансов РФ.

Необходимо иметь в виду, что исполнение судебных актов и судебных постановлений по искам к Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, службой судебных приставов не производится.

Таким образом, финансовое право самостоятельно регулирует порядок обращения взыскания на средства бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: