Исполнение бюджетов и актов о бюджете

Стадия исполнения бюджетов и актов о бюджете связана с реализацией утвержденного финансового плана и акта о нем. Исполнение бюджетов представляет собой деятельность, направленную на формирование доходов и осуществление расходов бюджетов в соответствии с актом о бюджете на соответствующий финансовый год.

Бюджетный кодекс РФ достаточно детально регулирует порядок исполнения бюджетов, причем в отношении всех уровней бюджетной системы. В то же время принято значительное число подзаконных нормативных актов, конкретизирующих его предписания.

Кроме того, каждый субъект РФ и муниципальное образование имеют свой нормативный акт, который определяет порядок исполнения регионального или местного бюджета и актов о них.

В России установлен принцип казначейского исполнения бюджетов (ст. 215 БК РФ). Это значит, что счета бюджетов могут открываться в банках исключительно специально созданным органам (например, Федеральному казначейству), а распорядители и получатели бюджетных средств имеют лишь лицевые счета в указанных органах и лише­ны прямого доступа к бюджетным средствам. Такая система позволяет предотвращать нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, исполнение бюджетов осуществляется на основе принципа единства кассы (ст. 216 БК РФ). Данный принцип предполагает зачисление всех доходов и осуществление расходов бюджетов с исполь­зованием единого счета соответствующего бюджета. Благодаря этому принципу бюджетные средства не распыляются между многочисленными бюджетными счетами, а хранятся на едином счете. Это позволяет ускорить прохождение денежных средств от плательщиков к получателям (избежать временных кассовых разрывов), повысить управляемость бюджетными средствами, обеспечивает оперативность информации о ходе исполнения соответствующего бюджета. При этом необходимо учитывать, что счета бюджета открываются в учреждениях ЦБ РФ.

Исполнение любого бюджета складывается из двух больших блоков отношений: исполнения бюджета по доходам и исполнения бюджета по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам БК РФ практически не регулируется. В нем лишь указываются группы отношений, которые составляют исполнение бюджетов по доходам (ст. 218, 245). Это:

1) перечисление и зачисление доходов в соответствующий бюджет. Данные отношения складываются в первую очередь между соответствующим общественно­территориальным образованием (Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием как собственниками бюджета) и кредитной организацией, которая обязана перечислить поступающие от плательщиков средства в соответствующий бюджет. Обязанность банков осуществлять такое перечисление в течение одного операционного дня закреплена в ст. 60 НК РФ). Кроме того, в последнее время порядок перечисления и зачисления доходов региональных и местных бюджетов определяется в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Здесь, как правило, указывается, что доходы от региональных и местных налогов первоначально поступают на счета Федерального казначейства и лишь затем направляются в соответствующие бюджеты;

2) распределение доходов между различными бюджетами. Бюджетный кодекс РФ предусматривает нормативы отчислений денежных средств, поступающих от федеральных налогов и сборов, в нижестоящие бюджеты. Сама процедура передачи таких доходов определяется в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Традиционно в них указывается, что такие средства вначале зачисляются в полном объеме на счета Федерального казначейства для последующего распределения доходов от их уплаты между соответствующими бюджетами;

3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Решение о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и. сборов принимается налоговыми органами (ст. 78, 79 НК РФ). В то же время реально осуществить такой возврат могут лишь те органы, которым принадлежат счета соответствующего бюджета (например, Федеральное казначейство). В связи с этим после принятия налоговым органом решения о возврате налоговые отношения заканчиваются, и начинаются правоотношения бюджетные;

4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах со­ответствующего бюджета. Данная деятельность, как правило, сопутствует вышеуказанным отношениям, ибо учет и отчетность имеют вспомогательную, в определенной степени техническую природу. Регулируются соответствующие отношения актами Министерства финансов РФ, так как это прямо отнесено к его компетенции (ст. 165 БК РФ).

Теперь рассмотрим исполнение бюджетов по расходам. Бюджетный кодекс РФ содержит развернутое регулирование этой деятельности, причем в отношении всех уровней бюджетной системы. В то же время принято значительное число детализирующих подзаконных нормативных актов.

Бюджетный кодекс РФ выделяет две процедуры исполнения бюджетов по расходам: санкционирование расходов бюджетов и финансирование расходов бюджетов.

Наиболее сложной является процедура санкционирования расходов бюджетов. Она включает в себя следующие этапы:

а) составление главными распорядителями бюджетных средств бюджетных росписей на основе федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. На этом этапе происходит разбивка сумм, выделенных главному распорядителю, по нижестоящим распорядителям и получателям бюджетных средств, а также по кварталам соответствующего года. При этом используется как функциональная, так и экономическая классификация расходов бюджетов;

б) составление Минфином России (Департаментом бюджетной политики) сводной бюджетной росписи на основе бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств. Сводная бюджетная роспись должна быть утверждена (подписана) министром финансов. Одновременно им утверждаются лимиты бюджетных обязательств по соответствующим главным распорядителям в размере ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью. Лимиты бюджетных обязательств утверждаются в целом на год, а также с поквартальной разбивкой. Лимит бюджетных обязательств - это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока (ст. 222 БК РФ). Лимит бюджетных обязательств указывает на объем бюджетных обязательств, которые берет на себя орган, исполняющий бюджет. Имея лимит бюджетных обязательств, главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель и получатель могут быть уверены в том, что получат в течение определенного времени указанную в нем сумму денежных средств;

в) доведение Минфином России (Департаментом бюджетной политики) показателей сводной бюджетной росписи до главных распорядителей бюджетных средств. Одновременно Департамент бюджетной политики направляет показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств по соответствующим главным распорядителям в Федеральное казначейство, Т.е. органу, исполняющему соответствующий бюджет;

г) доведение Федеральным казначейством до главных распорядителей бюджетных средств объемов бюджетных ассигнований (в которых указываются показатели сводной бюджетной росписи), лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Данные показатели оформляются в виде казначейских уведомлений. Суммы, указанные в казначейских уведомлениях, отражаются на лицевых счетах главных распорядителей бюджетных средств;

д) уточнение и утверждение главными распорядителями смет доходов и расходов подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств на основе показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Федеральным казначейством. Одновременно главные распорядители доводят до распорядителей и получателей уведомления о бюджетных ассигнованиях на текущий финансовый год. Указанные уведомления могут составляться как на год, так и с поквартальной разбивкой.

Кроме вышеуказанных действий главные распорядители обязаны составить расходные расписания по каждому распорядителю и получателю бюджетных средств. В расходных расписаниях указываются лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования на соответствующий период нарастающим итогом с начала года. Расходные расписания направляются главным распорядителем подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств через Федеральное казначейство;

е) учет Федеральным казначейством показателей, отраженных в расходных расписаниях, на лицевом счете главного распорядителя. При этом проверяется их соответствие ранее доведенным лимитам бюджетных обязательств. После этого Федеральное казначейство направляет представленные главными распорядителями расходные расписания по подведомственным распорядителям и получателям в Федеральное казначейство по месту их нахождения. Федеральное казначейство по месту нахождения распорядителей и получателей учитывают показатели, отраженные в расходных расписаниях, на лицевых счетах соответствующих распорядителей и получателей бюджетных средств;

ж) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств на основе указанных в расходных расписаниях лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Принятие денежных обязательств представляет собой заключение получателем средств договоров (соглашений) контрактов на поставку товаров, выполнение работ и услуг с поставщиками товаров, исполнителями работ и услуг. В процессе исполнения этих договоров у получателя бюджетных средств возникает обязанность оплаты приобретенных товаров, работ или услуг. Именно оно и названо в БК РФ денежным обязательством получателя бюджетных средств (ст. 219, 250 БК РФ);

з) подтверждение принятых получателем бюджетных обязательств. На данном этапе получатель бюджетных средств представляет в Федеральное казначейство платежные документы, необходимые для оплаты принятого им бюджетного обязательства. Федеральное казначейство проверяет соответствие принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств лимитам бюджетных обязательств и объемам финансирования. Именно на этом этапе в полной мере проявляется сущность процедуры санкционирования расходов. Федеральное казначейство, по сути, осуществляет здесь предварительный финансовый контроль за расходованием бюджетных средств и производит санкционирование бюджетных расходов. При несоответствии принятых бюджетных обязательств лимитам или объемам финансирования Федеральное казначейство отказывает в их подтверждении, и их оплата за счет средств бюджета не производиться.

Подтвержденное бюджетное обязательство подлежит оплате за счет средств соответствующего бюджета. Именно подтверждением бюджетных обязательств завершается процедура санкционирования расходов бюджетов.

Подтвержденные бюджетные обязательства должны быть оплачены за счет средств соответствующего бюджета. Оплата осуществляется с помощью процедуры финансирования. В рамках данной процедуры Федеральное казначейство совершает два действия:

а) передает в учреждение банка, где открыт счет соответствующего бюджета, расчетные и кассовые документы, необходимые для осуществления платежа. Банк обязан исполнить представленные документы;

б) отражает операцию по осуществлению платежа на лицевом счете получателя бюджетных средств.

Оплатой платежных документов, представленных Федеральным Казначейством в банк, завершается исполнение бюджета по расходам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: