Составление проектов бюджетов и актов о бюджете

Составление проектов бюджетов и актов о бюджете представляет собой первую стадию бюджетного процесса. На этой стадии бюджет впервые появляется как единый финансовый план соответствующего общественно-территориального образования.

Составление проектов бюджетов и актов о бюджете традиционно возлагается на исполнительные органы. Ни один другой орган или организация не праве заниматься этой деятельностью.

Составление проектов бюджетов и актов о бюджете основывается на документах двух видов: политических и экономических. Важнейшим политическим документом является Бюджетное послание Президента РФ (бюджетные послания глав субъектов Федерации или муниципальных образований), в котором определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год.

Основными экономическими документами, используемыми при составлении проектов бюджетов и актов о бюджете, являются прогноз социально-экономического развития территории (ст. 173 БК РФ), перспективный финансовый план (ст. 174 БК РФ), баланс финансовых ресурсов (ст. 175 БК РФ), план развития государственного или му­ниципального сектора экономики (ст. 178 БК РФ), а также некоторые другие.

Порядок составления федерального бюджета и закона о нем урегулирован в ст. 184 БК РФ. Он включает в себя несколько этапов:

1) первоначально составляется план-прогноз функционирования экономики России, который должен быть утвержден Правительством РФ. Данный документ подготавливается Министерством экономического развития и торговли РФ;

2) затем на основе плана-прогноза функционирования экономики Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета и распределяет его расходы в соответствии с функциональной классификацией. Данные показатели должны быть приняты Правительством РФ;

3) на следующем этапе Министерство финансов РФ распределяет сумму расходов по органам власти (т.е. по главным распорядителям бюджетных средств) и направляет им соответствующие проектировки;

4) далее главные распорядители бюджетных средств распределяют полученные ими проектировки между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Причем здесь ими используется как функциональная, так и экономическая классификации расходов;

5) на завершающей стадии Министерство финансов РФ обобщает бюджетные показатели, полученные им от главных распорядителей, и формирует бюджет в целом. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам рассматриваются межведомственной правительственной комиссией;

6) с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проекта федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Бюджетный кодекс РФ лишь в самом общем виде определяет порядок составления проекта федерального бюджета и закона о нем. Более детально соответствующий процесс регулируется ежегодно принимаемым постановлением Правительства РФ о разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие три года и перспективного финансового плана на ближайшие три года.

Ныне действующее законодательство предъявляет определенные требования к проекту акта о бюджете на очередной финансовый год. Они закреплены в ст. 181 БК РФ. Законодатель указывает в ней на тот результат, который должен быть достигнут в процессе составления проекта акта о бюджете. В нем должны содержаться основные характеристики бюджета, Т.е. общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, и дефицит бюджета. Однако этим его содержание не исчерпывается. Соответствующие показатели должны быть определенным образом детализированы (на основе бюджетной классификации). Доходы бюджетов должны быть разбиты в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации. Что касается расходов, то они должны быть сгруппированы в бюджетах в соответствии с ведомственной классификацией (т.е. по главным распорядителям бюджетных средств). Кроме того, ст. 181 БК РФ предусматривает детализацию расходов по всем четырем уровням функциональной классификации расходов (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов). В то же время экономическая классификация расходов используется в проекте бюджетов очень ограниченно. Здесь указывается лишь общий объем капитальных и текущих расходов бюджета. В бюджете при необходимости должны содержаться и иные показатели, перечисленные в ст. 181 БК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: