Составление проектов бюджетов и актов о бюджете представляет собой первую стадию бюджетного процесса. На этой стадии бюджет впервые появляется как единый финансовый план соответствующего общественно-территориального образования.
Составление проектов бюджетов и актов о бюджете традиционно возлагается на исполнительные органы. Ни один другой орган или организация не праве заниматься этой деятельностью.
Составление проектов бюджетов и актов о бюджете основывается на документах двух видов: политических и экономических. Важнейшим политическим документом является Бюджетное послание Президента РФ (бюджетные послания глав субъектов Федерации или муниципальных образований), в котором определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год.
Основными экономическими документами, используемыми при составлении проектов бюджетов и актов о бюджете, являются прогноз социально-экономического развития территории (ст. 173 БК РФ), перспективный финансовый план (ст. 174 БК РФ), баланс финансовых ресурсов (ст. 175 БК РФ), план развития государственного или муниципального сектора экономики (ст. 178 БК РФ), а также некоторые другие.
|
|
Порядок составления федерального бюджета и закона о нем урегулирован в ст. 184 БК РФ. Он включает в себя несколько этапов:
1) первоначально составляется план-прогноз функционирования экономики России, который должен быть утвержден Правительством РФ. Данный документ подготавливается Министерством экономического развития и торговли РФ;
2) затем на основе плана-прогноза функционирования экономики Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета и распределяет его расходы в соответствии с функциональной классификацией. Данные показатели должны быть приняты Правительством РФ;
3) на следующем этапе Министерство финансов РФ распределяет сумму расходов по органам власти (т.е. по главным распорядителям бюджетных средств) и направляет им соответствующие проектировки;
4) далее главные распорядители бюджетных средств распределяют полученные ими проектировки между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Причем здесь ими используется как функциональная, так и экономическая классификации расходов;
5) на завершающей стадии Министерство финансов РФ обобщает бюджетные показатели, полученные им от главных распорядителей, и формирует бюджет в целом. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам рассматриваются межведомственной правительственной комиссией;
6) с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проекта федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
|
|
Бюджетный кодекс РФ лишь в самом общем виде определяет порядок составления проекта федерального бюджета и закона о нем. Более детально соответствующий процесс регулируется ежегодно принимаемым постановлением Правительства РФ о разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие три года и перспективного финансового плана на ближайшие три года.
Ныне действующее законодательство предъявляет определенные требования к проекту акта о бюджете на очередной финансовый год. Они закреплены в ст. 181 БК РФ. Законодатель указывает в ней на тот результат, который должен быть достигнут в процессе составления проекта акта о бюджете. В нем должны содержаться основные характеристики бюджета, Т.е. общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, и дефицит бюджета. Однако этим его содержание не исчерпывается. Соответствующие показатели должны быть определенным образом детализированы (на основе бюджетной классификации). Доходы бюджетов должны быть разбиты в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации. Что касается расходов, то они должны быть сгруппированы в бюджетах в соответствии с ведомственной классификацией (т.е. по главным распорядителям бюджетных средств). Кроме того, ст. 181 БК РФ предусматривает детализацию расходов по всем четырем уровням функциональной классификации расходов (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов). В то же время экономическая классификация расходов используется в проекте бюджетов очень ограниченно. Здесь указывается лишь общий объем капитальных и текущих расходов бюджета. В бюджете при необходимости должны содержаться и иные показатели, перечисленные в ст. 181 БК РФ.