Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и актов о бюджете

Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и актов о бюджете представляет собой стадию бюджетного процесса, на которой составленный проект бюджета становится обязательным финансовым планом соответствующей территории на очередной финансовый год, а проект акта о бюджете приобретает силу нормативного акта.

Данная стадия бюджетного процесса по своему характеру представляет собой законотворческий процесс. Здесь реализуются суверенные (исключительные) права общественно-территориальных образований на утверждение бюджетов. Процесс утверждения проектов бюджетов и актов о бюджете является предметом регулирования финансового права. Дело в том, что при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов и актов о бюджете общественно-территориальные образования, действующие через соответствующие представительные органы, осуществляют в определенной мере реализацию права государственной или муниципальной собственности на бюджетные средства.

Бюджетный кодекс РФ детально регулирует процесс рассмотрения и утверждения федерального бюджета и закона о нем. Утверждение региональных и местных бюджетов и актов об этих бюджетах регулируется в Кодексе лишь в общих чертах. Более подробные положения содержатся в региональном и местном законодательстве.

Бюджетным кодексом РФ установлена такая процедура рассмотрения проекта федерального бюджета и соответствующего закона, при которой их утверждение начинается с самых общих показателей и оканчивается наиболее детализированными. При этом в законодательстве четко определены процедуры, которые применяются при от­клонении бюджета в том или ином чтении.

В первом чтении, которое проводится в течение 15 дней со дня внесения проекта в Государственную думу обсуждается концепция бюджета, а также иные наиболее общие вопросы. Кроме того, здесь утверждаются доходы федерального бюджета, его дефицит в абсолютных цифрах и в процентах к расходам и источники покрытия дефицита, а также общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год (перечень вопросов первого чтения установлен ст.199 БК РФ).

В случае отклонения федерального бюджета в первом чтении БК РФ предусматривает три варианта дальнейшего развития событий:

а) создание согласительной комиссии. В ее состав входят представители Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации. Решения в согласительной комиссии принимаются в два этапа. Вначале голосуют участники каждой стороны в отдельности. На этом этапе принятым считается то решение, за которое проголосовало большинство участников соответствующей стороны. На втором этапе голосование осуществляется сторонами комиссии в целом, т.е. одна сторона имеет один голос. Принятым здесь считается лишь то решение, которое было поддержано сторонами единогласно;

б) возвращение проекта бюджета и закона о нем в Правительство РФ на доработку. В этом случае Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и Комитета Государственной Думы по экономической политике, и вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении;

в) постановка вопроса о доверии Правительству РФ. В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вари ант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, проводимом в течение 35 дней со дня приятия законопроекта в первом чтении, утверждаются расходы федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета. При отклонении проекта бюджета и акта о бюджете во втором чтении предусмотрена возможность создания согласительной комиссии.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении, проводимом в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода в соответствии с пунктом 2 статьи 192 настоящего Кодекса. В третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется в целом.

Принятый бюджет подлежит передаче в Совет Федерации для одобрения, который согласно ст. 106 Конституции РФ должен обязательно его рассмотреть. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: