Особенности философского мировоззрения, его отличие от мифа, религии и науки. Философское мировоззрение как феномен культуры

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нём. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и София – мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством.

Обычно мы определяем понятие через подведение его под ближайший род и установление видовых признаков, отличий. В отношении философии кажется естественным подвести её под понятие науки. Но подводить можно только под то понятие, которое понятно. Понятие науки очень широкое. Оно охватывает не только естествознание и математику, но и многочисленные технические, военные, политические, экономические, исторические, психологические и иные области исследования. Следует также отметить, что критерии научности подвижны, исторически изменчивы и неодинаково толкуются в разных науках и в разных обстоятельствах. Например, в СССР была популярна мичуринская агробиология, противопоставлявшаяся гонимой тогда генетике, а затем исчезнувшая. В своё время неоспоримо научной была аристотелевская физика, на смену которой пришла разительно несхожая с ней ньютоновская механика. Наконец, в сфере религии вполне научными признаются профессиональные занятия теологией.

В философской традиции не всё сводимо к науке. Некоторые учения созданы религиозными мыслителями, мистиками. Для философии привязка к науке опасна. Наука – продукт скоропортящийся.

Философия как форма мировоззрения возникла позже, чем миф и религия. Она возникла в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в 6 – 5 вв. до н.э. То обстоятельство, что философия возникла в трёх разных регионах, свидетельствует о неком сходстве между ними. В Греции существовала полисная система, в Индии – раздробленность, а в Китае – многоцарствие.

Философию можно характеризовать как понятийное логическое мышление. Оно связано с целенаправленной разработкой системы всеобщих понятий, выражающих сущностные стороны бытия. Для того чтобы такая разработка началась, нужны были определённые предпосылки. Во-первых, это зрелость понятийно-логического мышления. Накопление большого количества знаний, которые требовали обобщения и систематизации. Во-вторых, нужно было, чтобы в обществе существовала возможность для отдельных людей систематически заниматься духовной деятельностью, а для этого нужно было, чтобы в обществе утвердилось разделение на богатых и бедных, поскольку интеллектуальная элита рекрутировалась из среды людей, свободных от каждодневной заботы о хлебе насущном. В-третьих, нужно было, чтобы духовная атмосфера общества допускала свободомыслие, потому что люди, решившиеся на философский мировоззренческий поиск, часто вынуждены были идти вразрез со сложившейся мифологически-религиозной традицией, подвергать критике утвердившиеся верования. Например, античные теогонические мифы повествовали об успехах богов в сотворении упорядоченного Космоса и покорении разрушительных сил. Первые же древнегреческие философы задумались над несколько иными вопросами: из чего состоит всё существующее в мире, что означает «быть», как соотносятся «бытие» и «небытие», «движение» и «покой»? Таким образом, философия является своеобразной формой свободомыслия.

У мифов, как правило, авторы не известны, творцов религии мы также не знаем. Философские учения излагают позицию конкретного мыслителя. Философ в своём учении излагает своё понимание мира. Разнообразие философских учений выражает разнообразие жизненных позиций людей. Сила и значимость выдающихся философских творений состоят в том, что их авторам удалось свести воедино подходы к решению мировоззренческих проблем, которые затрагивались и частично разрабатывались многими их предшественниками, но не приобрели оформленного состояния. Философы как бы мыслят за тех, кто не может отчётливо выразить своё мировоззрение. Оформить идею в словесной форме очень важно. Философия – это понятийная форма мировоззрения и она не может пренебрегать логикой. Понятийно-логическое мышление – это основной рабочий инструмент философского исследования.

Сила и вместе с тем слабость философских построений состоит в том, что они всегда имеют личностную окраску. Слабость в том, что каждая такая отдельная позиция в чём-то неполна и поэтому уязвима для критики. Критика эта становится неизбежной, если только в обществе нет властных механизмов установления мировоззренческого единомыслия. Но такая слабость оборачивается очень важным достоинством: философия в принципе антидогматична. Иногда философам трудно свести к понятию то, что само по себе не понятийно. Например невозможно свести к понятию искусство, любовь, нравственность.

Итак, философское мировоззрение, во-первых, является понятийным, логически упорядоченным, теоретическим, и в этом отношении сближается с наукой; во-вторых, выражает жизненную позицию создателя того или иного учения, и в этом оно сближается с искусством; в-третьих, характеризуется открытостью переменам, принципиальной незавершённостью; в-четвёртых, выступает посредником между наукой и миром обыденности, между наукой и искусством, моралью, политикой, религией.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия обращена к человеческим душам. Философские учения могут быть освоены людьми. Философия предоставляет человеку возможность выбора, более того, она даёт шанс к творчеству, расширяет человеческие возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: