Проблема развития

К онтологической проблеме примыкает проблема развития. Развитие мы будем понимать как целостный процесс изменений, ведущий к появлению нового качества, а не просто к увеличению того, что уже существовало раньше. Вопрос о развитии имеет огромное жизненное значение. Исторически сложились две противоположные философские концепции о развитии: догматизм (метафизика) и диалектика. Главное различие здесь связано с выяснением сущности развития, и прежде всего с установлением того, охватывает ли развитие только поверхность бытия, сферу явлений, а первооснова неизменна, или же развитие имеет всеобщий характер и распространяется также на первооснову бытия. Первую из названных точек зрения можно назвать догматической (метафизической). Вторая же традиционно называется диалектической.

Результаты человеческого познания оформляются в понятиях, которые используются нами как рабочий инструмент в повседневной жизни. Давно было замечено, что чёткие понятия мы можем иметь о тех вещах, которые характеризуются устойчивостью. Философское мировоззрение является понятийным, и чтобы наши рассуждения были последовательными необходимо чтобы исходные посылки также были последовательные и чёткие. Исходные понятия – это понятия о исходных реалиях. Многие философы исходили из того, что первоначальное бытие было устойчиво, ведь так было легче рассуждать. Однако с этим утверждением связана серьёзная проблема – из устойчивого и неизменного трудно вывести изменение.

Термин «метафизика» используется обычно в западной философии для обозначения самого глубокого философского учения – о первооснове бытия и началах познания. Буквально «метафизика» означает «после физики». После завоевания Греции римлянами Андронику из Родоса (I в. до н.э.) было поручено разобрать рукописи Аристотеля. Он разделил его труды на две группы: о природе (физика) и после физики (метафизика). В метафизику вошли работы о первопричине и первоначале, т.е. основные его философские работы. Первооснова бытия по Аристотелю неизменна, первооснова – это разум. По Аристотелю, определённое знание может быть получено только тогда, когда познаваемый предмет неизменен, а о том, что всё время меняется, знания у нас нет. Аристотель считал, что изменяется лишь то, чему недостаёт совершенства, а совершенное высшее бытие ни в чём не нуждается и поэтому неизменно. Оно есть высший разум, который мыслит самого себя.

Диалектика исходит из того, что всё в мире подвержено изменению. Диалектика – учение о всеобщности развития, вызываемое противоречиями. Именно противоречия являются движущей силой развития. Диалектика утверждает ведущую роль внутренних причин развития, тогда как в рамках догматического миропонимания развитие считается обусловленным внешними, случайными причинами.

Первоначально диалектика толковалась древними греками как искусство ведения спора. Честный спор состоит в том, что люди не пытаются обмануть друг друга. В споре обнаруживается, что обсуждаемый предмет имеет две стороны, в противном случае спор бы прекратился. Эти противоположные стороны в предмете соединяются. Искусство спора состоит в том, чтобы уметь соединить две противоположные стороны. Диалектика внутренне сложнее метафизики, т.к. она предусматривает отказ от исчерпывающих определений предмета.

С современной точки зрения, диалектическая концепция развития представляется в целом более привлекательной и плодотворной, нежели догматизм. Непосредственный опыт и многообразные данные наук свидетельствуют о всеобщности изменений в окружающем нас мире.

Необходимо отметить, что деление философов на материалистов и идеалистов не совпадает с делением их на догматиков и диалектиков: догматически и диалектически мыслящие люди встречаются как среди тех, так и среди других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: