Знакомство с древневосточной мыслью позволит понять особенности восточной культуры. Философская мысль рассматриваемого региона отображала сущность культуры народов древней Индии и древнего Китая, а также специфику цивилизации древневосточного общества. Древневосточные мыслители философски осмысливали обостряющиеся социальные проблемы и разрабатывали учения с методологическими советами, предназначенными для их решения. В этом смысле философская мысль Древнего Востока была прикладной: социоцентричной и антропоцентричной.
Древневосточная цивилизация характеризовалась культом императоров, жестокой деспотией, сакрализацией власти, неравным положением социальных групп, тотальным порабощением человека правителем и местными властелинами, стабильностью устоев, строгим почитанием традиций, отсутствием элементарных прав и свобод у подданных, распущенностью нравов у хозяев, ростом преступности среди населения, обречённого на нищету. Древневосточные общественные порядки можно охарактеризовать как статичные, консервативно традиционалистские, обусловливающие медленные темпы общественного прогресса.
|
|
Древневосточные мыслители разрабатывали философские проекты обновления общественных порядков, традиций, изменения облика человека и образа жизни. В древнем Китае предпочтение отдавалось разработке проектов обновления общественных порядков и формирования у людей признаков «благородного мужа». В древней Индии – разработке учения и практической методике оправданного образа жизнедеятельности человека (буддизм, йога).
Становление философии называется её генезисом. Ростки предфилософских рассуждений формировались в мифологии и религии. В дофилософском, мифологическом мировоззрении социальные особенности древневосточной цивилизации воспроизводились в виде антропоморфизма, социоморфизма, зооморфизма. Сущность ранних форм предфилософского освоения мира заключается в следующем: а) разнородные картины мира разрабатывались в форме мифов; миропонимание строилось методом перенесения представлений о положении дел в обществе, то есть о фатальном господстве верховного правителя над правителями местного уровня, а так же над людьми на мир в целом (социоморфизм);
А) происхождение стихий природы и неравного социального положения групп объяснялось их рождением из различных частей тела сверхъестественного человека-демиурга (антропоморфизм);
Б) в мифологическую картину мира включались отдельные фрагменты, соответствующие жизни животных (зооморфизм).
Например, принципы антропоморфизма и социоморфизма в древнекитайской мифологии проявлялись в том, что тайна рождения природы, сущность мироустройства объяснялись исходя из действия сверхъестественного, человекоподобного существа Пань-гу. Демиург Пань-гу сотворил мир с позволения богов из космического хаоса, который находился первоначально в сжатом состоянии, как бы в форме яйца (зооморфизм). Сначала Пань-гу разделил материал хаоса на небо и землю. Затем он поднял небо над землёй. Когда Творец мироздания умирал, то из последних его вздохов родились воздух и ветер, из голоса – громовые раскаты, из блеска глаз – молния, из крови – реки, +из плоти – почва пригодная к возделыванию культур, из жил – дороги, из левого глаза – Солнце, из правого глаза - Луна, из волос – растения, из живущих на теле паразитов – живые организмы, в том числе и люди.
|
|
В одних мифах утверждается то, что Пань-гу оставил в природе после себя две противоположные и одновременно предполагающие одна другую силы: небесный Ян и земную Инь. В других говорится то, что эти силы существовали изначально в космическом хаосе. В их взаимодействии и противодействии древние китайцы усматривали движущую силу всех земных событий и процессов в материальных предметах и организмах.
Основываясь на этих философско-мировоззренческих представлениях, древнекитайские лекари разработали уникальные методы лечения многих болезней. Они были убеждены в том, что посредством иглоукалывания, а также различных видах массажа возбуждается силы Ян и Инь и рождается жизненно важная энергия «ци», которая оказывает оздоровительное влияние на организм.
В представлениях о силах Ян и Инь заключается росток собственно-философского учения о единстве и противодействии противоположностей. Этот фрагмент философского учения продолжил разрабатывать античный мыслитель Гераклит.
В древнеиндийском мифологическом мировоззрении принцип антропоморфизма проявился в виде мифа о сверхъестественном существе Пуруше. В книге «Гимн Пуруше» возникновение мира рассматривается в виде жертвоприношения богами этого фантастического, человекоподобного существа. Жертвенное масло родило весну, сгорающие дрова, на которых исполнялся обряд жертвоприношения, - лето, смерть жертвы – осень. Древние индийцы были убеждены в том, что в результате жертвоприношения Пуруше могущественными богами возникли земля и небо, пространство и ветер, животные и люди, даже боги: Индра и Агни.
Социоморфизм прослеживается в истолковании иерархии богов по аналогии с положением дел в древнеиндийском обществе. Подобно устройству общества в мироустройстве усматривался пантеон богов. Верховным божеством признавался Брахма, который правил миром совместно с богами Вишну (богом-хранителем) и Шивой (богом-разрушителем). Наряду с перечисленными небесными божествами древние индийцы поклонялись другим многочисленным богам.
Насчёт социально-кастового неравенства в ведийской мифологии дано следующее разъяснение – неравное положение и роль варн в обществе, связано с неодинаковым их происхождением. Брахманы, представляющие высшую касту древнеиндийского общества, якобы, произошли из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер, шудры – из ног. Поэтому, представители различных варн обречены выполнять существенно различающиеся виды деятельности и занимать различное положение в обществе.
В «Гимне о сотворении мира» упомянут фрагмент собственно философского, онтологического учения о сущем или бытии («Сат») и не сущем или небытии («Асат»). Понятием «Сат» древнеиндийские мыслители называли качественную определенность любого материального образования. Состояние неизбежной деградации и деструкции они обозначили понятием «Асат». Материальный мир в целом рассматривался ими в движении в форме временного становления качественной определенности каждого предмета (приобретение статуса бытия) и перехода его в иное состояние (в небытие) вследствие утраты конкретной качественной организации. Древнекитайские мыслители впервые в истории философской мысли стали использовать категории «бытие» и «небытие».
|
|
Проблема бытия разрабатывалась впоследствии Парменидом, Платоном, Аристотелем, Ф. Аквинским, Г. Гегелем и др. мыслителями.