Вопрос
Предмет философии
Предметная область философии имеет свои границы, хотя четко очертить их нельзя. Эти границы заданы, как мы видели, фундаментальным отношением «человек – мир». Именно на такую бесконечную ось непосредственно или опосредованно, прямо или косвенно нанизывается многообразная проблематика философии. В своем развер-нутом виде философия призвана выработать целостную систему знаний о мире, чело-веке и формах взаимодействия между ними, сделать обобщенный структурно-динамический «срез» бытия с «человеческим лицом», проникнуть в предельные осно-вания его организации. Это своеобразная «сверхзадача» философии как «квинтэссен-ции» (Гегель), «живой души» (Маркс) культуры. Ее решение предполагает рассмотре-ние комплекса сложных мировоззренческих вопросов, которые образуют проблемно-эвристическое поле философских исследований (чтобы создать картину целого, надо предварительно изучить его части).
Вопрос
Как свидетельствует история развития философии, а также ее нынешнее состояние, важнейшие проблемы, которые возникают в связи с осмыслением фундаментального пред-метного отношения «человек – мир», касаются четырех главных философских тем:
1. Проблема Универсума. В ее рамках создается категориально-понятийная модель ми-ра, осуществляется поиск его онтологического первоначала, предельных «сквозных» основ, которые цементируют всѐ в единое целое, решаются вопросы о конечности и бесконечности, единстве и множественности, формах и способах бытия. Философия как «дочь своего времени» (Фейербах), «в мыслях схваченная эпоха» (Гегель) всегда окрашивает эту проблематику общим духом соответствующей эпохи, ее культурой.
2. Проблема человека, связанная с осмыслением его аксиологического статуса как особого типа бытия. Как следует жить? Какую жизнь можно назвать правильной? В чем смысл жизни человека? Свободен или не свободен человек в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от функционирования и развития природных и социальных систем? Эти и ряд других мировоззренческих вопросов формиру-ют ценностно-смысловое пространство философской проблематики человека в философии.
3. Проблема отношения человека как субъекта познавательной деятельности и позна-ваемого им мира. Тема «человек – мир» проецируется здесь на координатную плоскость «субъективное – объективное», «идеальное – материальное». Является ли идеальное, субъ-ективное самостоятельной реальностью или оно зависит от материального, производно от него? Способно ли человеческое сознание дать объективную информацию о познаваемых объектах или оно есть продукт самодеятельности сознания? Можно ли построить гносело-гический мост, который соединит субъективное мышление и объективное бытие? «Вещь для нас» и «вещь в себе»? Выстраиванием координационных и субординационных отно-шений идеального и материального, субъективного и объективного всегда активно зани-мались и занимаются сегодня материалисты и идеалисты различных оттенков и направле-ний. Это одна из самых «горячих» тем философских дискуссий.
4. Проблема субъект-субъектных социальных отношений. В первую очередь, она предпола-гает рассмотрение связки «человек – человек». Предельно широкий контекст «человек – в мире» сужается здесь до «человек в мире людей». Функции субъекта могут выполнять не только индивиды, но и также малые и большие социальные группы, общество в целом и да-же конкретные цивилизации. В последнем случае «субъект-субъектные» связи приобретают глобальный характер. Круг вопросов мировоззренческого звучания, возникающих в связи с обсуждением темы социального бытия, достаточно широк: создание идеальной модели ор-ганизации социума, выяснение механизмов и движущих сил социальной динамики, прогно-зирование будущего «социальной материи», обеспечение конструктивной коммуникации путем создания синергетического, кооперативного эффекта как на уровне межличностного, так и межцивилизационного общения и др.
Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии: онтология – философия бытия, учение о наиболее общих основаниях всего сущего и его отдельных целостных фрагментов; гносеология – философия познания, учение о принципах, закономерностях и механиз-мах познавательной деятельности; философская антропология – философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире; аксиология – фило-софия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии; праксиология – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру; социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.
К самостоятельным разделам философского знания относят историю филосо-фии, философию природы, философию сознания, философию науки, философию права, политическую философию, философию культуры и др.
Все разделы философии при всей их автономности связаны друг с другом.
Представители различных школ пытались и пытаются сегодня сформулировать самый главный, кардинальный вопрос философии. Древнегреческие материалисты связывали его с поиском субстрактной основы Универсума, для Сократа – это познание собственного Я, Платона – вечного мира объективных идей, философов средневековья – отыскание путей единения человеческого и божественного духа. Можно назвать три знаменитых вопроса Канта: 1) Что я могу знать? 2) На что я могу надеяться? 3) Что я должен делать? которые, в конечном счете, свелись к четвертому: что такое человек? Марксизм самым кардинальным считал вопрос об отношении материального и духов-ного. А. Камю – стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, В. Соловьев – быть или не быть правде на земле. Назывались и иные, не менее важные вопросы. Без поиска ответа на них выработать целостное философское мировоззрение нельзя.
Структура философии (якобы традиционная сегодня):
- онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего - бытия);
- гносеология (теория познания);
- эпистемология (методология научных исследований);
- философская антропология (человековедение);
- аксиология (учение о ценностях);
- праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);
- социальная философия (учение об обществе и культуре).
Вопрос
Философия, её роль в жизни человека.
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.
Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.
Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.
Значение философии:
1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.
4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.
Философия – это свободное мышление и искание истины.
Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон:
- экономическую;
- естественно научную;
- правовую;
Виды мировоззрений:
1. Научное и ненаучное;
2. Прогрессивное и реакционное;
3. Оптимистическое и пессимистическое.
Типы мировоззрений:
1. Мифологическое (фантазия, вымысел);
2. Религиозное (сверхъестественная сила);
3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);
4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире).
Формула мировоззрения:
Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.
Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.
Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.
4 вопрос