Древнеиндийская философия

В Древней Индии с середины первого тысячелетия до н.э. формируются фило-софские школы в рамках возникших рабовладельческих государств.

Самым древним религиозно-философским учением Индии является брахманизм, в основе которого лежит поклонение многочисленным богам (главный бог – Брахма – творец; другие боги: Вишну – хранитель, Шива – разрушитель, Агни – бог огня, Сома – бог Луны, Митра (а также Сурья) – бог Солнца и т.д.). Мир (джагат) состоит из трех лок (лока – место, пространство): Агни заведовал землей, Индра – воздушным про-странством, Сурья – небом. Мироздание поэтому называлось «трилока» («троемирие»). Человек – творение богов. Прародителем людей считался Ману, один из сыновей солнечного бога Сурьи. Этому прародителю приписывались «Законы Ману» (сборник предписаний). Тело смертно. Душа вечна. Со смертью человека она не погибает, а поселя-ется в другое тело, растение или животное. Бесконечное странствие души называлось сан-сара. Переселение души (реинкарнация) со временем стали ставить в зависимость от пове-дения человека (плохое поведение влекло переход в более низкую варну, а то и в тело жи-вотного или в растение, а поведение благочестивое, особенно жертвенность в пользу брах-манов, вело к рождению в более высокой варне). Так действовал закон (дхарма) возмездия (карма). Точное исполнение дхармы брахманом освобождало душу от перерождений, а тем самым от страданий. Наступала мокша – освобождение. В брахманизме содержатся также понятия пуруши (первосущества), атмана (духа, души), праны (дыхания, энергии) и др.

Другой крупной философской школой Древней Индии является джайнизм (от сло-ва «джина» - победитель). Эту школу называли «философией кшатриев». Джайны («побе-дители») стремятся победить самих себя и соблюдают пять обетов: ахимса – невреждение (всему живому), сатья – правдивость, астейя – неворовство, брахмачарья – отказ от плот-ских удовольствий, апариграха – непривязанность, отрешенность. Джайнизм не полностью избавился от идей брахманизма (признаются сансара, мокша и др.). Для освобождения (мокши) еще при жизни необходимо достижение «триратры» («трех жемчужин»), куда входят правильное поведение, правильное познание и правильная вера.

Крупным антибрахманским движением в Древней Индии явился буддизм. Осно-вателем учения стал бывший царевич из рода Гаутама по имени Сиддхартха (563– 483 гг. до н.э.). Он стал Буддой («просветленным», «пробужденным»). Возникла об-ширная буддийская община. Идеи буддизма записаны в ранних текстах – «Трипитака» («Три Корзины») и Дхаммапада («Стезя добродетели»).

Основу буддизма составляют четыре «благородные истины»: 1. жизнь есть стра-дание; 2. причина страданий – неудовлетворенные желания; 3. возможно избавление от страданий; 4. есть путь, ведущий к избавлению от страданий.

Этот путь восьмеричен (т.наз. «благой восьмеричный путь»): 1) правильные взгляды; 2) правильная решимость; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5)правильный образ жизни; 6) правильное усилие; 7) правильное направление мысли; 8)правильное сосредоточение.

Буддизм как этическое учение направлен на достижение человеком нирваны, т.е. состояния невозмутимости, спокойствия, блаженства. Нирвана – это видоизменение понятия мокши, но если мокша – это избавление от цепи перерождений, наступающее после одной из смертей, то нирвана может достигаться еще при жизни.

В III веке до н.э. буддизм становится официальной идеологией Индии. В нем выделяются 2 направления: Хинаяна («Малая колесница») и Махаяна («Большая колес-ница»). Первое из них ближе к первоначальному буддизму, второе становится массо-вым и вульгаризируется, становясь религией.

Среди многочисленных школ древнеиндийской философии выделяется школа локаята-чарвака. Основателем учения считается Брихаспати (VIII в. до н.э.). Свое на-звание «локаята» учение берет от санскритского «лока» («место», «мир», «Вселенная»), т.е. утверждается, что реально существует один мир, загробного мира нет. Термин «чарвака» не имеет однозначного объяснения (одни считают, что Чарвака – родона-чальник этого учения, другие полагают, что название исходит от слова «чарв» - «есть, жевать» - поскольку один из лозунгов чарваков – «Ешь, пей, веселись!», третьи дума-ют, что упор надо делать на слово «вак», что значит «слово»).

Локаята – учение материалистическое, атеистическое, оптимистическое. Все сущее в нем ограничено четырьмя сущностями (земля, вода, воздух, огонь). Из соеди-нения этих сущностей возникает живое, а ему присуще и сознание. Сознание исчезает при переходе живого в неживое. В теории познания локаятики – чарваки – сенсуали-сты; все знания они выводили из чувств и отрицали какое-либо сверхъестественное «знание», авторитеты. В этике чарваки – гедонисты; смысл жизни они видят в счастье, которое тождественно наслаждению, удовольствиям.

К началу новой эры в Индии решающие позиции завоевывает индуизм, своеоб-разный синтез всех предыдущих религиозно-философских и этических воззрений.

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: