Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной фи-лософской традиции

Античная философия сформировалась в VII–VI вв. до н.э. Ее творцы – древние греки и древние римляне. Величайшим достижением этих философов была постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небы-тии мира, о свободе и необходимости, жизни и смерти, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о мудрости и человеческом достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другом, что не может не волновать ум и душу человека. От восточной философии античная отличается своим рационализмом. Даже на ранних эта-пах в ней очень мало мифологизма и символистики.

В развитии античной философии обычно выделяют четыре основных этапа: 1) досократовский (V–IV вв. до н.э.); 2) классический (с половины V в. и сущест-венная часть IV в. до н.э.); 3) эллинистический (конец IV–II вв. до н.э.); 4) римский период (I в. до н.э. – V–VI вв. н.э.), в котором формируются начала христианской философии.

Милетская школа
Она является первой европейской философской школой. В ней впервые сознатель-но был поставлен вопрос о первооснове всего сущего. Первый из милетцев – Фалес – жил приблизительно в 640–562 гг. до н.э. Ему была известна приписываемая Пифагору тео-рема о прямоугольных треугольниках, он изобрел солнечные часы («гномон»), год оп-ределил как состоящий из 365 дней, измерил высоту египетских пирамид по отбрасы-ваемой ими тени и т.д. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца на тер-ритории Греции, которое произошло 28 мая 585 г. до н.э. Фалес входит в число «семи мудрецов» Древнего мира. Первоосновой всего сущего он считал воду, скорее всего не как конкретное вещество, а как то, что подвержено непрерывному изменению и их чего путем «сгущения» и «разрежения» происходит все остальное. О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска, плавающего в бесконечной воде.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611–564 гг. до н.э.). Вероятно, он был учеником Фалеса. Он заявил, что первоначалом и основой всего в мире является беспредельное («апейрон»), не являющееся ни водой, ни воздухом, ни чем-либо иным, но, будучи безграничным, неопределенным, может становиться чем угодно. Апей-рон – это по существу вся бесконечная материя. Анаксимандр полагал, что вся материя живая (гилозоизм), а человека считал родившимся от животных другого вида.

Учеником и последователем Анаксимандра был Анаксимен (585–524 гг. до н.э.), считавший первоосновой мира неограниченный, бесконечный, имеющий неопределен-ную форму воздух. Разрежение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры – тучи – воду – землю – камни. Милетская школа, таким образом, является материалистической и отчасти диа-лектической.

Элеаты

Элейская школа представлена Ксенофаном (565–470 гг. до н.э.), Парменидом (540–470 гг. до н.э.), Зеноном, Мелиссом. Первый из них был изгнанником и скиталь-цем, и его учение было направлено, в частности, против мифологического, религиозно-го представления о мире в трудах Гомера и Гесиода. Хотя он весь мир называет богом, но он фактически отвергает все антропоморфные свойства богов. Сущность бога шаро-видна, по мнению Ксенофана. Его воззрения по существу атеистичны, а богов он рас-сматривает как плод человеческой фантазии.

Ксенофан стремился к натуралистическому объяснению природы. И хотя основой его онтологии было «единое» - совершенное, единое бытие, он все же допускал изменение и движение, которые другие элеаты отвергали. Но как и они, Ксенофан полагал, что чувства ведут лишь к мнениям, кажимости; лишь разумное познание может вести к истине.

Ксенофана можно считать предшественником элейской школы; подлинным основателем является Парменид, друг и ученик первого. Его основной труд – «О природе», философская поэма. В нем он противопоставляет мнение и истину. По мнению, как это делает Гераклит, считается, что все в мире движется, а по истине, как утверждает Парменид, все едино и неподвижно. Есть только бытие, поскольку только оно – сущее по определению; если есть не-бытие, то оно автоматически ста-новится бытием, поскольку оно есть. Парменид первый заявил, что Земля шаровид-на и лежит в середине вселенной. Бытие он тоже считал шаровидным, хотя это и противоречило его воззрению, что оно бесконечно и беспредельно. Он также первым отметил, что вечерняя и утренняя звезды – одно и то же светило.

Любимым учеником Парменида был Зенон, которого Платон полагал одним из муд-рейших греков, а Аристотель говорил о нем как об изобретателе диалектики. Как и его учи-тель, Зенон подвергал критике чувственное познание и отстаивал позиции единства, целост-ности, материальности и неизменности сущего. Он считал, что пустоты не существует. Наи-более известны так называемые апории Зенона, доказывающие, что если допустить сущест-вование движения, то возникают неразрешимые противоречия. Наиболее известной апорией является «Ахиллес», которая показывает, что быстроногий Ахиллес не сможет никогда дог-нать черепаху, если она вышла в путь раньше его. Чтобы ее догнать, он должен вначале пройти расстояние от своего места до места, где в то время находилась черепаха. Но прежде чем он пройдет это расстояние, черепаха опять продвинется на определенный отрезок, и эта ситуация повторяется вновь и вновь, так что более медленная черепаха с необходимостью будет продвигаться несколько вперед. Ахиллес же, преследующий черепаху, должен был бы за конечное время пройти бесконечное число отрезков.

Апория «Стрела» гласит, что летящая стрела покоится, т.к. в каждый данный момент времени ее движение равно нулю, и какой бы ни была большой сумма момен-тов, характеристика движения не возникает. В этих и других апориях подмечены труд-ности и логические противоречия объяснения чувственно воспринимаемых явлений.

Мелисс, как и Зенон, был учеником Парменида. Но он исправил ошибку учителя, заявив, что если бытие (мир) бесконечно, то оно не может быть шаровидным. Радиус ми-ра, таким образом, бесконечен; мир не был сотворен и не имеет ни начала, ни конца. Мелиссу принадлежит и философский афоризм: «Из ничего и не возникает ничего».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: