Реализм и номинализм

Из бесчисленных проблем, какими занимались схоласты, наиболее существен-ной была та, которая получила название «спор об универсалиях» («универсалиями» в средние века именовали философские категории, наиболее общие понятия).

Вопрос об универсалиях был поставлен еще в III в. Порфирием: существуют ли они реально в природе или только в разуме, в мыслях? По этой проблеме мыслители разделились на сторонников реализма ( общие понятия существуют объективно, до и независимо от единичных вещей) и сторонников номинализма (общие понятия сущест-вуют после вещей, в уме человека; реально существуют лишь единичные вещи). За схоластической оболочкой в этом великом споре проявились материалистическая ли-ния в философии (номинализм) и идеалистическая линия (реализм). Как правило, «реа-листы» занимали видные позиции в церкви и обществе; «номиналисты» подвергались гонениям и преследованиям, а одного из номиналистов, Арнольда Брешианского, уче-ника Пьера Абеляра, по распоряжению папы Римского сожгли на костре.

К «реалистам» относились «первый отец схоластики» Иоанн Скот Эриугена (810–877), Ансельм Кентерберийский (1033–1109); умеренным «реалистом» можно считать Фому Аквинского. «Номинализм» представлен Иоанном Росцеллином (1050–1110), Иоан-ном Дунс Скотом (1265–1308), Уильямом Оккамом (1300–1350). Крайним «номинали-стом» среди них был Росцеллин, который называл «универсалии» «пустыми звуками», «голосом», «речью» («флатус воцис»). Его учение было признано синодом еретическим.

Средняя линия, с уклоном в сторону номинализма, представлена Пьером Абеля-ром (1029–1142). Его учение называют концептуализмом («концепт» - это понятие). Обобщения разумом общего в вещах – это и есть «концепт», или универсалия. Отсюда формула – universalia sunt in rebus. Абеляр тем не менее подвергался гонениям (был разлучен с женой Элоизой, оскоплен, вынужден был скитаться).

По отношению к схоластике важное значение имеет творчество великих аристо-теликов арабской философии – Авиценны и Аверроэса.

Авиценна (араб. Абу Али Ибн-Сина, 980–1037), философ и медик, писал о трояком бытии универсалий: 1) ante res (до единичных вещей в уме бога); 2) in rebus (в реальных ве-щах); 3) post res (после вещей в головах людей, как концепты, или понятия). Другой араб-ский мыслитель, Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126–1196) спор между религией и философией решает таким образом: религиозные положения в виде эмоционального постижения мира (вера) полезны для простых, необразованных людей; разумное постижение мира доступно мудрецам, философам. Отсюда – «теория двойственной истины». Смысл этой теории – сде-лать науку и философию самостоятельными, освободить их от опеки церкви и богословия

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: