Постмодернизм

Постмодернизм (от лат. post = после и франц. moderne = новый, современный) – понятие, применявшееся в 60–70-е годы XX века в теории литературы и архитектуры, а затем (особенно после появления работы Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», 1979) вошедшее в философский лексикон. Это понятие обозначает новый образ мысли и деятельности, проявившийся в XX веке во всех областях человеческой культуры.

Принципиальной установкой философии постмодернизма является постмета-физическое мышление, означающее отказ от универсальных философских систем, отказ от логоцентризма, т. е. от стремления приписать всему логос (порядок и смысл). Виде-ние реальности, характерное для постмодернизма, обозначается как постмодернист-ская чувствительность, т. е. ощущение мира как хаоса.

Как примеры исследовательских подходов, относящихся к постмодернизму, мо-гут быть названы:

Текстовой анализ — подход, предложенный Р. Бартом, преследует цель «по-мыслить, вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означива-ния» и не ставит перед собой «задачи найти единственный смысл, ни даже один из воз-можных смыслов текста», «не стремится выяснить, чем детерминирован данный текст».

Номадология (от греч. νομάδες = кочевники) — постмодернистская установка на рассмотрение событий по аналогии со спонтанными движениями кочевников в их случайности, непредопределенности, ненаправленности к «высшему» смыслу. Мир ви-дится как «кишащий номадическими сингулярностями» (Ж. Делез). Основополагаю щие идеи номадологического подхода высказаны в совместных работах Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

Генеалогия — постмодернистская методология нелинейного моделирования исторической событийности. Генеалогия представлена в трудах М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Дерриды. Этот подход отрицает преемственность и причинность в историческом процессе, а утверждает антиэволюционизм и случайность, спонтанную событийность.

Симуляционный подход, разработанный Ж. Бодрийяром, предполагает, что в современной культуре произошла «замена реального знаками реального», симулякрами (от лат. simulacrum = образ, подобие). Возник мир моделей и симулякров, никак не со-относимых с реальностью, но воспринимаемых как нечто более реальное, чем сама ре-альность. Этот мир, опирающийся лишь на самого себя, а не на реальность, Бодрийар назвал гиперреальностью.

Обсуждается вопрос о том, является ли постмодернизм преодолением односто-ронности модерна или скорее собственным развитием модерна, критикующего самого себя и, таким образом, продолжающегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: