Неопозитивизм и постпозитивизм

Неопозитивизм (новый позитивизм) и постпозитивизм – это третья и четвертая исторические формы позитивистской философии (после раннего позитивизма XIХ в. и эмпириокритицизма). Возникновение неопозитивизма было подготовлено в начале ХХ века исследованиями в области логики, математики, гносеологии, проделанными английскими философами Бертраном Расселом и Джорджем Муром, а также австрий-ским философом Людвигом Витгенштейном.

Что же нового предложили неопозитивисты в философии? Они вместо традици-онной двоичной формальной логики (высказывания могут быть либо истинными, либо ложными) предложили троичную логику (к истинным и ложным высказываниям они прибавили высказывания и даже понятия бессмысленные; например, «дважды два – чемодан», «золотая гора»). Они разработали принцип верифицируемости: только те ут-верждения имеют право на существование, которые могут быть экспериментально про-верены (и оказаться либо истинными, либо ложными). Кроме того, неопозитивисты выдвинули принцип «протокольных предложений (записей)»: научными являются лишь такие предложения, которые имеют форму протокола («Некто N в месте М в от-резке времени t наблюдал явление Р»). Они пытались присвоить себе право определять, что является научным, а что ненаучным. За эти их претензии неопозитивисты в среде их противников получили название «интеллектуальных полицейских».

Считая свое учение «философией науки», неопозитивисты занимались упроще-нием научного здания (т.н. редукционизм), сначала применяя «логицизм» (стремились свести все науки к логике), затем применяя «физикализм» (сведение к физике). Однако еще в 1931 г. один из неопозитивистов, логик и математик К.Гѐдель доказал («теорема Гѐделя»), что к логике не может быть сведена даже арифметика натуральных чисел. Та же участь постигла и «физикализм». Положительным результатом деятельности неопозитивистов явилась разработка основ лингвистического анализа языка, появление семиотики как науки (семантика, прагматика, синтаксис в единстве). В этой области большую роль сыграли труды А. Кожибского, Ч. Морриса и др. Сама семиотика разделилась на лингвистический анализ обыденного языка («общая семантика», Ст. Чейз) и анализ формализованных языков (зародыш программирования и использования ЭВМ).

После II мировой войны получил распространение постпозитивизм, выросший из неопозитивизма, но во многом не только не совпадающий с ним, но и нередко прямо ему противоречащий. Чаще однако эту форму позитивистской философии именуют «философией науки» (хотя претензии на то, чтобы быть философией науки присущи позитивизму в целом, начиная с Дж.Ст. Милля).

На послевоенную философию науки сильное влияние оказали работы австро-английского философа Карла Поппера, который в 30-е гг. испытал сам влияние логическо-го позитивизма, но с ним не согласился, особенно с его идеей верификации и эмпиризмом. Свое учение он назвал критическим рационализмом. Принцип верификации он заменил принципом фальсификации: опровергаемость теории не является ее недостатком, а досто-инством; научные же положения, преподносимые как верные в любых условиях и обстоя-тельствах, вовсе не научны, а догмы (например, утверждение, что вода кипит при 100С, научно, т.к. при различии высот, она кипит при меньших температурах). Поппер ввел так-же принцип фаллибилизма (от англ. fallacy – ошибка, заблуждение): любое научное знание носит гипотетический характер, подвержено ошибкам. Нельзя, по Попперу, науку низво-дить до узкого эмпиризм; в основе науки – тесная связь теоретического мышления (рацио-нализма) и эмпирических данных. Поппер также развил теорию трех миров (физический, ментальный и мир объективированного знания).

Лидером исторической школы в методологии и одним из крупных теоретиков философии науки явился американский философ Томас Кун. Его концепция истори-ческой динамики научного знания разработана им в книге «Структура научных ре-волюций» (1963). По Куну, в истории науки происходит чередование событий кон-курентной борьбы между научными сообществами. Длительное время ученые раз-ных отраслей могут быть согласны друг с другом. Это – нормальное состояние (па радигма, или «дисциплинарная матрица»). Но когда появляются «аномалии», нераз-решимые в рамках установившейся парадигмы, прежняя парадигма взрывается, и создается новая парадигма.

Английский историк науки Имре Лакатос (Лакатош), родившийся в Будапеште в 1922 году, в период после второй мировой выдвинул свою версию закономерностей разви-тия научного знания, а именно методологию научно-исследовательских программ. Наука, по его мнению, развивается преимущественно не в силу своих внутренних тенденций, а ее развитие определяется государством, властью, властвующими социальными группами, ко-торые, исходя из общественно-политических потребностей, создают и финансируют опре-деленные научно-исследовательские программы. На первый план выдвигаются практиче-ские цели. Так, разработки научно-исследовательских программ военного характера (со-вершенствование военной техники, создание ядерного оружия и т.п.) инициируются не са-мими учеными, а политиками, которые ставят цели перед учеными.

Американский ученый Пол (Пауль) Фейерабенд (1924–1994) уроженец Вены, довел до логического предела идеи, вытекающие из философии науки, разрабатываемой преды-дущими ее представителями (т.н. постпозитивистами). Им были выдвинуты концепция «эпистемологического анархизма» и принцип пролиферации (размножения) теорий. Цель науки, по Фейербенду, - создание альтернативных теорий, а также их борьба друг с дру-гом, взаимная критика и т.д. Он не признает какого-нибудь абсолютного достоверного знания (фаллибилизм) и отказывается от «диктата науки», т.е. в обществе могут оказаться полезными и явления ненаучные (так, любовь – не наука, но нечто положительное в обще-стве). По Фейербенду, всякие идеи имеют право на существование, в том числе миф, ма-гия, религия и т.д. «Все сойдет! Все сгодится!» - вот анархический лозунг Фейерабенда. В итоге новейший неопозитивизм (постмозитивизм) пришел к выводу, что исключить из ре-ального процесса познания внеопытные предпосылки, в частности, философско-мировоззренческие установки познающего субъекта, невозможно. Тем самым была дока-зана несостоятельность попыток раннего позитивизма изгнать философию из области на-учных исследований (Лозунг «Наука сама себе философия»).

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: