Методика обучения бегу. Последовательность обучения в разные периоды

Бег. Бег как и ходьба - циклическое движение, но отличается от нее не только темпом, но главным обра­зом наличием фазы "полета". Бег требует более совер­шенного ритма, устойчивого равновесия и согласован­ности действий.

Дети осваивают разные виды бега, что обусловливается педагогическими и бытовыми обстоятельствами. Под­вижные игры и игровые упражнения — наиболее эффек­тивная школа бега. Увлеченные игровым заданием или имитацией, дети естественно меняют способ действия: бегут прямо или убегают от ловишки, увертываясь; дви­жутся медленно, размахивая руками, "как бабочки", или быстро, "как жуки", "самолеты", "ракеты"; врассыпную или в указанном направлении.

Обучение детей разным видам бега надо обставлять так, чтобы освоение техника было бы не самоцелью, а средством достижения привлекательного в эмоциональ­ном и психологическом плане результата. Эмоциональ­ные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.

Для улучшения техники бега, координационных спо­собностей наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе: нога, слегка согнутая в колене, ставится на но­сок, ненапряженное туловище слегка наклонено вперед, плечи развернуты и слегка опущены; руки удобно согну­ты в локтях, пальцы естественно сжаты; амплитуда дви­жения небольшая в направлении вперед - вверх примерно до уровня груди, затем локтями назад - в стороны.

Конкретные педагогические задачи вызывают есте­ственную корректировку характерных признаков обыч­ного бега. Например, на пересеченной местности в зави­симости от рельефа приходится сильнее наклоняться впе­ред, скажем, при подъеме на пригорок. При этом шири­на шага уменьшается, пятки поднимаются выше, руки работают энергичнее. При спуске с пригорка туловище слегка отклоняется назад, ноги ставятся с пятки, сокра­щается амплитуда движения рук, они сильнее прижима­ются к туловищу.

Обычный бег по пересеченной местности ценен тем, что все эти трансформации происходят рефлекторно и формируют у детей определенное мышечное чувство по­ложения тела, которое помогает осваивать более слож­ные в техническом плане виды бега.

Бег широким шагом требует энергичного отталкивания. Увлекательные задания типа «Кто сделает меньше шагов до...» помогут детям приобрести необходимые навыки.

Для бега в быстром темпе характерны стремитель­ность и энергичные движения руками. Такой двигатель­ный эффект обусловливают игровые задания соревнова­тельного типа.

При челночном беге стремительное движение в пря­мом направлении чередуется с резким торможением на поворотах и требует устойчивости и волевых уси­лий. Игровые задания типа "Кто быстрее перенесет игрушки" с интересным подбором предметов не толь­ко снимают напряжение, но и делают двигательные действия зрелищными, вызывая желание у зрителей повторить их.

Известно, что в игровых заданиях такого типа предметы переносятся на противоположную сторону игровой площадки по одному. Подбор предметов может быть случайным, когда за основу берется их количество (4 - 6), а может быть логичным. В таком случае задание психологически усложняется, но зато значительно возрастает интерес к нему и у исполнителей и у зрителей: кто быстрее построит пирамидку из надувных полиэтиленовых кругов; кто быстрее выложит на фланелеграфе (в помещении) или на снежном барьере снежную бабу (детали лепятся заранее); кто быстрее и лучше украсит снежную бабу (предметы даются на выбор, но оговаривается их число); кто быстрее "заселит? теремок — переносятся игрушки на полочку, на стол или картинки на фланелеграф в логическом порядке; аналогично, кто быстрее «вытянет» репку... Народные сказки — неисчерпаемый источник образных заданий для челночного бега. Они особенно привлекательны в физкультурных досугах и праздниках.

В работе с дошкольниками используются и другие в бега: медленный бег, бег с высоким подниманием ко­на, бег с захлестыванием ноги назад (доставая пятками ягодицы), бег скрестным шагом и др.

Каждое физкультурное занятие должно включать несколько видов бега. Они чередуются один с другим, также с ходьбой и с разными видами прыжков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: