Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вызывает активные действия крупных мышечных групп. Широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечнососудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка.
Ходьба на лыжах развивает функцию равновесия, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями. Дети овладевают умением при потере равновесия создавать новую опору за счет выдвижения ноги в сторону падения, у них совершенствуется контроль мышечного чувства.
Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки ребенка. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все группы мышц и особенно мышцы спины.
Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания), проявления ловкости, быстроты, решительности и других качеств. Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются простудные заболевания у детей. После лыжных прогулок повышается аппетит, сон становится глубоким и крепким.
Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи. Лыжные прогулки в лес, парк, сквер способствуют возникновению чувства любви к окружающему, будят мысль и желание узнать что-то новое, интересное о своем крае.
Для обучения детей ходьбе на лыжах необходимо правильно подобрать лыжи, палки, обувь и одежду. Процедура выбора лыж должна включать определение следующих показателей: длина лыж; вес лыж; весовой прогиб лыж; гибкость и упругость лыж; отсутствие перекоса лыж; отсутствие сучков и срезов на скользящей поверхности деревянных лыж; качество лакокрасочного покрытия, особенно деревянных лыж.
Длина лыж определяется в соответствии с ростом и весом (массой) занимающихся. Самый простой способ подбора лыж по росту (как деревянных, так и пластиковых) заключается в следующем: лыжи сложить вместе, поставить вертикально и поднять вверх руку. Если концы носовой части лыж находятся на уровне запястья, то длина лыж соответствует росту лыжника. Длина лыж для передвижения коньковыми способами должна быть на 10-20 см меньше; носовой загиб должен быть короче.
Для малышей высота лыжи должна быть до локтя. Для старших дошкольников - по поднятой вверх руке. Если поставить лыжу вертикально возле ноги, то он должен достать ладонью вытянутой вверх руки носок лыжи, а верхний край палки должен доходить до пНеобходимо правильно подобрать обувь и одежду. Для занятий можно использовать повседневную зимнюю обувь или лыжные ботинки (предпочтительно с удлиненным, защищающим от снега голенищем, свободные по размеру). Маленьким детям ходить на лыжах лучше всего в валенках или сапожках, крепления у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают. У старших крепление полужесткое, носок должен выступать из-под ремня на 3-4 см. Ботинки с широким носком, со шнуровкой и двойным языком, размер на 1-2 номера больше, что бы поместилась стелька и два носка - обычный и шерстяной.
Одежда для занятий может быть разной, но отвечающей следующим требованиям: должна защищать от холода и ветра, быть теплой, легкой удобной и не стеснять движений во время ходьбы на лыжах и не способствующей перегреванию ребенка. Лучше всего для этого использовать лыжный костюм, поддевая в прохладную погоду шерстяной свитер. Рукавички не должны промокать. Шапочка - шерстяная, а в ветреную и холодную погоду надевают наушники.
При обучении ребенка ходьбе на лыжах предварительно детей учат переносить лыжи: на плече, под рукой, в руке; надевать и снимать лыжи. Показывают и объясняют, как правильно крепить лыжи к ноге, как хаживать за лыжами и палками, как скреплять и переносить их. Прежде всего, воспитатель учит детей, как брать лыжи из стойки, скреплять их и снова ставить в стойку, надевать и снимать лыжи, ухаживать за ними. Ребенок берет лыжи за середину двумя руками и ставит их пятками у носка правой ноги скользящими поверхностями вперед и держит их сбоку выше грузовых площадок четырьмя пальцами с наружной стороны, а большим пальцем к себе. При равнении в шеренге лыжи прижимаются к плечу.
Территория детского сада должна располагать учебной площадкой - местом, где отрабатывается техника лыжных ходов. На площадке прокладывается лыжня, можно несколько трасс: «большой круг», «восьмёрка» и «змейка».
Рельеф площадки разноплановый: должны быть ровные участки, крутой и пологий склоны, что очень удобно для обучения ходьбы на лыжах.
Катание на коньках — это один из важнейших видов спортивных упражнений.
Оно имеет циклический характер, т. е. многократную повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности и большую амплитуду этих движений.
Катание на коньках принадлежит к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Поэтому можно легко освоить данные упражнения, и они доступны для ребенка с разной физической подготовленностью.
Во время катания на коньках можно быстро передвигаться на свежем воздухе. Это укрепляет здоровье, закаливает организм, развивает быстроту, силу, ловкость и выносливость. Ребенок обретает бодрость, легкость при скором передвижении, ему приятно дышать холодным свежим воздухом.
Таким образом, катание на коньках при целенаправленном руководстве со стороны физ. инструктора способствует развитию основных видов движений и может оказать всестороннее влияние на физическое развитие и физическую подготовленность детей.
Цель: – обучение детей простому катанию на коньках.
Обучение катанию на коньках осуществляется с помощью двух периодов: подготовительный период и основной.
В подготовительном периоде решаются следующие задачи:
1. Вызвать у детей интерес и желание кататься на коньках;
2. Обеспечить общую физическую подготовку детей.
3. Формировать первоначальные двигательные представления о технике катания на коньках;
4. Выработать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятию и после его окончания;
5. Усвоить способы самостраховки при падении.
В основной период обучения решаются следующие задачи:
1. Формирование новых двигательных навыков катания на коньках и закрепление движений, уже имеющихся после подготовительного периода обучения.
2. Продолжать обучение технике отталкивания на одном, поочередно на двух коньках в катании по прямой.
3. Учить катанию по кругу. Приучать сочетать отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку и постановку коньков.
4. Учить поворотам и торможению.
Методика обучения детей старшего дошкольного возраста катанию на коньках
Возраст Возрастные особенности физического развития детей Основные задачи (по М. А. Васильевой) Методы и приёмы Условия выбора методов
5-6 лет Детям свойственны смелость, наличие устойчивого интереса к спортивным упражнениям Сохранять равновесие на коньках. Принимать правильное исходное положение. Скользить на двух ногах с разбега, выполнять повороты, скольжения, торможения, отталкиваться на правой и левой ноге и др. Практико-словесный
- показ образца;
- совместные действия;
-показ с объяснением
-поощрения
Наглядный
-иллюстрации из книг;
-фотографии;
-оборудование. Применять методы в комплексе.
Проявлять терпение и терпимость.
Методы воспитания следует применять тактично.
Преобладающим должны быть практические методы
6-7 лет Детям характерна способность управлять своими движениями. Словесно- практический
- показ хорошо катающегося ребёнка;
-указания;
-поощрения.
Наглядный
-иллюстрации из книг;
-фотографии;
-оборудование. Метод должен быть заранее подготовленным. Метод не должен применяться однотипно ко всем детям, в любой ситуации.