Древняя философия

Китайская философия сложилась на рубеже VIII-Vв.в. до н. э. (Чунцю) – V-III в.в. до н. э. (Чжанго). Своё начало она ведёт от первых философов даосизма, конфуцианства и авторов учения «Книги Перемен». В древнекитайской философии – множество школ и направлений. Однако при всей разнородности их можно свести к 2-м основным течениям – даосизму и конфуцианству.

Даосизм (дао цзя – школа дао) возник во 2-й половине 1-го тысячелетия. Основатель - Лао-Цзы, но основной мыслитель – Чжуан Цзы. Дао (букв. – путь, дорога)- центральное понятие даосизма. Дао – невидимый вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им. Отсюда вытекает принцип следования Дао. Все ценности символически сосредоточены на Небе, откуда они работой философского сознания смещаются на Землю. При соблюдении принципа Дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения её нужно дать свободу её прирождённым качества. Поэтому мудрый правитель следует Дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.Дао утверждает естественный порядок жизни, выступает против управления человеком течением жизни экспериментов со своим народом и над своим народом.

Конфуцианство, собственно «жу цзя» (букв. – школа учёных книжников) – древне китайская философская школа, затем самое влиятельное из трёх главных философско-религиозных течение (сан цяо, букв. Три религии: конфуцианство, даосизм - и буддизм)

Учение основано Конфуцием. Основа учения Конфуция – антропологизм, т.е. в центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа – который прежде всего должен обладать гуманностью, человечность, любовью к людям. Особое место занимала концепция cяо – сыновней почтительности, уважения к

родителям и старшим вообще. Конфуций считал её основой жэнь и других добродетелей, и самым эффективным методом управления страной (ибо страна – это большая семья).

Наконец, Конфуций придавал большое значение юе – музыке, лучшему средству

изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли-этикету, то есть правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о чётком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжэнлин – выпрямления (исправления) имён, т.е. приведения вещей в соответствие с их названиями.

Особенностью древнекитайской философии является ее нерасчлененность от обыденного морального сознания. Это определи преимущественно практический характер начальной китайской философии, ее связь с житейской мудростью и этико-политическую направленность. Отсюда — малосистемность и слабая рационализированность древнекитайского типа философии, ибо нравственная мудрость предпочитает пользоваться притчами и изречениями, которые и составляют основное содержание философских учений Конфуция, Ян Чжу, Чжуан-цзы и других мудрецов Китая.

Индийскую философиюпринято подразделять на следующие периоды:

•ведийский (1500 до н.э. — 600 до н.э.), являющийся предфилософским периодом, в течение которого создаются ведические мантр (гимны), брахманы и упанишады;

•эпический период (600 до н.э. — 200 н.э.) — начинается с эпохи ранних упанишад и заканчивается появлением даршан -~ основных философских систем. В это же время возникают религиозные учения 6yддизма, джайнизма, вишнуизма, кришнаизма, имеющие глубокий философский смысл. В центре периода стоят эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата», включающие в себя «Бхагавадгиту», оказавшую огромное влияние на всю последующую индийскую философию;

•период сутр, т.е. сокращенного и обобщенного изложения философских.учений, продолжающийся с 200 г. н.э. по настоящее время

•Сутры невозможно понять без комментариев, поэтому последние приобрели еще большее значение и распространение, чем сами сутры (например, йога-сутры Патанджали и комментарии к ним Вьясы);

схоластический период, существующий параллельно с периодом сутр, т.е. с 200 г. н.э. до настоящего времени. Хронологически он явно не совпадает с периодом западной схоластики, тематически — совпадает лишь отчасти, так как индийские «схоласты» также остро дискутировали о природе логических универсалий..

Ведическая мифология – философская форма мировоззрения, отражающая этапы развития родовых отношений, когда единство человека с природой вело к закреплению коллективных идей как свойств вещей природы и тела человека, доступных чувственному восприятию.

В эпический период философия в Индии превращается в особую отрасль знания, связанную с рационально-логическим знанием, в отличие от религиозных ведических текстов. Источники эпического периода:

-поэма Махабхарата,

-Рамаяна,

-свод законов Ману.

Согласно Бхагаватгиты (шестой книги Махабхараты), йога – это волевое усилие, метод воспитания интеллекта, основанный на познании духа. Согласно «Гите» вещи постоянно находятся в процессе становления. Устойчивым бытием обладает лишь Брахман. В сознании человека заложено нечто постоянное, т.е. каждое «Я» причастно вечному духу.

В период кризиса родовой идеологии реконструировались сакрально-мифологические элементы родового мировосприятия. Многообразие философских школ этого периода обычно классифицируется относительно Вед: неортодоксальные, отвергающие авторитет Вед (чарвака, джайнская, буддийская) –и ортодоксальные, основанные непосредственно на текстах Вед (связанная с ритуальной стороной миманса, придающая особое значение спекулятивной стороне Вед – веданта).

Возникли школы, образованные на независимых основаниях: сансхья, йога, ньяя, вайшешика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: