Основные категории: философия, функции философии, философские методы.
Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщённом и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках.
Задачи философии - научить человека
1)самостоятельно и творчески мыслить.
2)понимать смысл жизни,
3)правильно оценивать свои возможности и роль в мире;
4)определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а поэтому ориентирована на решение определённых социальных задач, т.е. выполняет в обществе определённые функции:
1. Теоретико-познавательная. Философствование - поиск первопричины событий, о которых мы рассуждаем. В сознании человека постепенно происходит формирование определённой картины мира. Философия изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д.
2.Мировоззренческая функция,которая позволяет человеку сформировать собственное видение мира, на основе которого уже и предстоит действовать. Философия выступает как мировоззрение, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем.
Мировоззренческая функция философии заключается в том. что она вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок; на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
3. Аксиологическая функция (оценочная). Философствование всегда связано с оценкой
существующего и с созданием тех систем ценностей, которые отражают интересы различных общественных сил. Философия исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе — эти вопросы по-разному решают разные философские теории.
4 .Социально- коммуникативная функция философии позволяет использовать её в воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.
5.Гуманистическая функция философии актуализируется в "смутные" времена", т.е. в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А.Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.
Все функции философии взаимосвязаны и преимущественное проявление каких-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определённых задач, целевой установкой теоретической и практической философии.
6. Воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
7.Информационная функция.. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания). В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам лишь четырех философских дисциплин.
8. Интеграционная функция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие ее возможностей в познании мира.
Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Все многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.
Цель философии - знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность - не ее цель.
Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:
1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.
2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.
Предмет философии. Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Центральные мировоззренческие проблемы (отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным) формируют общие вопросы философии, т.к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования.
Философия является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретического освоения.
Однако философия – не только тщательно логически выстроенное академическое знание и плод рассудочной деятельности; результат философствования всегда несёт на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с искусством.
Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.
В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины:.
1. Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе
(натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;
2. Гносеология как учение об общих законах и формах познания;
3. Логика как учение о нормах и законах мышления;
4. Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;
5. Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.
На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.
В общей структуре философии выделяются следующие элементы:
1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.;
2) философские идеи (выражения концептуальных замыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы;
3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип
материального единства мира; принцип детерминизма (причинности);
4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.
5) философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Свое концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений.
Метод (от греч. _ путь исследования или познания, теория, учение) – способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Своими генетическими корнями метод восходит к практической деятельности. Приёмы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться
-со свойствами и законами действительности;
-с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело.
Развитие и дифференциация методологического мышления в ходе познания привели к учению о методе – методологии.