Роль науки в современном обществе

ВВЕДЕНИЕ

Темпы мирового экономического роста в большей степени являются следствием внедрения в производство достижений науки и техники, которые в настоящее время бурно развиваются.

Интенсивный рост науки определил формирование и интерес, а так же внедрение в учебный процесс высшей школы дисциплины «Основы научных исследований», целью которой является общенаучная, профессиональная подготовка и развитие навыков самостоятельной творческой работы и внедрения их в производственный процесс. Так как в современных условиях развития экономики выпускник должен не просто выполнять шаблонные расчеты, но и уметь прогнозировать, проводить анализ и эксперименты.

Курс лекций предназначен в первую очередь для студентов, обучающихся по специальностям 190600, 190700, он может быть так же полезен аспирантам, научным и практическим работникам.

Основными задачами курса являются ознакомление будущих специалистов с сущностью науки, приобретение студентами знаний и практических навыков по следующим направлениям: методология научного творчества, методы поиска научно-технической информации, планирование и проведение теоретических и экспериментальных исследований, разработка и применение математических моделей, обработка и анализ результатов эксперимента, проведение диссертационного исследования.

При решении задач курса рекомендуется широко использовать ЭВМ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Роль науки в современном обществе

Наука - сфера исследовательской деятельности направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Зарождение науки произошло в далеком прошлом с познания человеком окружающего его мира на основе чувственных ощущений и обыденного знания. Начиная с 16-17 вв наука становится производительной силой и начинает оказывать влияния на все сферы развития общества. Необходимость научного подхода в производстве, экономике, политике, сфере управления, системе образования заставило науку развиваться более быстрыми темпами, чем любую другую отрасль деятельности. В 20-ом веке произошло ускорение НТП. Постепенно повышалась наукоемкость продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 началу 21 века получили развивитие высокоэффективные технологии.

Результат развития науки привел к следующим следствиям:

- увеличились требования к профессиональным навыкам работников;

- увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, людей, работа которых требует глубоких профессиональных и научных знаний;

- повысилось качество жизни;

- выявилась тенденция решения глобальных проблем.

На сегодняшний день наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, показателем экономического, культурного, цивилизованного развития государства.

Виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания определяют четыре основные функции науки:

1) познавательная — познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, производство нового научного знания;

2) мировоззренческая, ее цель — разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания. Ведущую роль в этом играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. В данном случае наука превращается в непосредственную производительную силу общества;

4) культурная, образовательная функция заключается в том, что наука является феноменом культуры, фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: