Научная этика

Научная этика представляет собой систему норм нравственного поведения, принятых в научной среде, в научном сообществе.

Проблема нарушения научной этики существовала всегда. Неэтичное поведение научных работников имеет место во всем мире.

Однако уровень научной этики в стране зависит от того, насколько национальная наука интегрирована в мировое научное сообщество, насколько она живет по нравственным нормам мирового научного сообщества. Если такой интеграции нет, тот уровень нравственности напрямую связан с уровнем нравственности в обществе, в стране.

Результативность науки также связана с уровнем научной этики. Поэтому рассмотрение некоторых вопросов научной этики представляется весьма полезным.

Формы неэтичного поведения в науке могут быть различными. Наиболее известны следующие:

1. Плагиат - умышленное присвоение чужого авторства полностью или частично, выдача чужого открытия, изобретения, научного результата за собственный.

2. Ложное соавторство возможно в нескольких случаях:

- когда соавторы равны по статусу и действуют по принципу: "ты - мне, я-тебе!";

- когда для более успешного внедрения результатов, их публикации привлекается соавтор-таран", обладающий необходимой "пробивной способностью";

- когда отношения строятся по схеме: "начальник-подчиненный", руководитель-аспирант" и т.п.

3. Подтасовка научных фактов, экспериментальных данных и т.п. Источником этого вида неэтичного поведения может стать нехватка времени, необходимость получить "убийственный аргумент" и т.п.

4. Демагогия. Демагогию можно определить как совокупность методов, позволяющих создать впечатление правоты, не будучи правым. В этом случае демагогия находится между логикой и ложью. Демагогия является неэтичной формой дискуссии.

Нарушения научной этики могут приводить к возникновению квазинауки (лженауки). Квазинаука - некое научное учение, отрицающее аналогичнуюмировую науку. Возникает квазинаука или лженаука в результате идеологического, финансового, административного давления на ученых. В этой ситуации ученый вынужден либо уйти из науки или научной организации, либо заниматься тем, чем велят, и "получать" те результаты, которые хочет иметь начальство. Поскольку в этом случае происходит насилие над самим духом науки, духом творчества, то и нарушения научной этики обязательно будут.

Для того, чтобы не возникало лженаук или квазинаук, национальная наука должна развиваться по законам мировой науки. Прежде всего должен соблюдаться принцип академической свободы. Личный успех ученого должен оцениваться объективно, исходя из успешности его работы, а не из должности этого ученого. Не следует пытаться талант привязать к должности и наоборот. Соблюдая эти принципы наука будет развиваться свободно, а средства, выделяемые на нее, расходоваться более эффективно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: