Психологическая подготовка исследователя

Исследователь должен быть психологически готов к творчеству. Для творчества необходимым условием является психологическое равновесие. Исследователь должен иметь в себе силы противостоять конфликтам и преодолевать драматические ситуации. Творческая личность должна уметь владеть собой. С этой точки зрения весьма полезно овладеть аутотренингом. Жизненная стратегия творческой личности нацеливает на умение бороться и отстаивать свою позицию.

Большое значение имеет самоорганизация творческой личности. Здесь полезными могут казаться советы исследователей и изобретателей, которые явились итогом их длительной борьбы за свои идеи и позиции. Например, «девять заповедей» изобретателя Л.И. Чернышова гласят:

1. Не спеши критиковать недостатки, если не знаешь, как их устранить.

2. Удостоверься в новизне твоего предложения.

3. Убедись в ценности предлагаемой идеи для общества.

4. Убедись в ценности предлагаемой идеи для коллектива.

5. Не падай в обморок, встретив препятствия. Учти, не будь отживающего и борьбы с ним, не требовались бы ни идеи, ни новаторы, то есть ты сам.

6. В стратегии будь максималистом, а в тактике - минималистом.

7. Откажись от иллюзий. Никто не обязан делать твое дело за тебя. Идея - твое детище, а своих детей нужно растить самим.

8. Познай самого себя, все свои достоинства и недостатки, чтобы твою оборону никто не мог разрушить, а твои атаки завершались победой.

9. Познай противников своей идеи и их окружение, возьми в расчет их сильные и слабые качества, чтобы противников сделать нейтралами, нейтралов - союзниками, вовлечь свой коллектив в реализацию идеи и усилить этим перестройку коллектива.

Исследователь Е.Жариков предложил комплекс установок и правил самоуправления для научного работника, включающий пять пунктов:

1. Динамичность установок. Исследователь должен ставить перед собой не одну, а несколько целей (основная, "запасная" и т.п.). Это уменьшает опасность появления невроза от первой неудачи.

2. Временная переоценка того, чего пока не удалось достичь исследователю.

3. Осмысление возможной неудачи и ее последствий заранее.

4. Заполнение "оценочных карт" возможных отрицательных событий (в левой колонке - предположения до события, в правой - оценка после него и формулирование извлеченного урока).

5. Речевая самокомпенсация (вслух о трудном) и своевременная шутка для разрядки напряжения в коллективе.

Имея определенный уровень психологической подготовки к неудачам, исследователь значительно легче их переносит, избегает депрессивного состояния, а, значит, сохраняет работоспособность, как творческая личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: