Форма государства

Государство представляет собой особую форму организации власти, имеющую определённое устройство. Для характеристики организации, устройства и реализации государственной власти в политологии используют понятие «форма государства».

Форма государства как совокупность внешних признаков и характеристик государства состоит из трёх элементов: формы правления, политического режима, формы национально-территориального устройства.

Форма правления характеризует порядок организации органов верховной государственной власти. Данная категория отражает то, как устроена верховная государственная власть, какие органы её составляют, как они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. В зависимости от того как устроены, организованы и действуют высшие органы государства выделяю монархии и республики.

В свою очередь монархии делятся на абсолютные и конституционные.

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть единолично осуществляется монархом. Примером абсолютной монархии являлось Российское государство с 1547 - по 1906 год. В настоящее время абсолютная монархия существует, в частности, в ряде арабских государств (Оман, Катар, Бруней и т.д.), а также в Ватикане.

В условиях конституционной монархии власть правителя ограничена деятельностью парламента.

В зависимости от соотношения полномочий в системе монарх-парламент выделяют две разновидности конституционной монархии: дуалистическую и парламентарную.

Первая разновидность предполагает сосредоточение монархом важнейших властных полномочий. В то время как парламент является лишь законосовещательным учреждением. Дуалистической монархией являлась Россия с 1906 - по март 1917 г.

В условиях парламентарной монархии ключевым органом верховной власти является парламент. Монарх лишь номинально является главой государства («царствует, но не правит»). Наиболее ярким примером данной разновидности монархического устройства является современная Великобритания.

В отличие от монархии, в республике источником власти является народ, который избирает высшие органы государства на определенный срок. По тому, как формируются государственные органы, и каковы принципы их взаимоотношений выделяют: президентские, парламентские, смешанные республики.

Для президентской республики (США, Мексика, Бразилия) характерно жёсткое разделение законодательной (парламент) и исполнительной (президент) властей. Президент совмещает две функции: функцию главы государства и функцию главы правительства. Он несёт ответственности перед парламентом, поскольку избирается всеобщим голосованием. Правительство несёт ответственность перед президентом. Президент не располагает правом роспуска парламента. Он обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, которое последний может преодолеть абсолютным большинством (2/3) при повторном голосовании.

В парламентской республике (Германия, Италия, Греция) взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строятся на принципах сотрудничества. Президент является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе премьер-министром. Правительство формируется победившей на парламентских выборах партией, и несёт ответственность перед парламентом.

Смешанная республика (Франция, Португалия, Российская Федерация) отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и перед парламентом. Данная форма сочетает в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделён широким кругом полномочий (глава государства, верховный главнокомандующий, обладает отлагательным вето, вправе распустить парламент и назначить новые выборы и т. д.). С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера, а также вправе осуществить процедуру импичмента (отрешения президента от должности).

В отличие от формы правления, политический режим является понятием, отражающим не структурные, а функциональные аспекты государственной власти. В политологии под политическим режимом понимают совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти. По сути, политический режим характеризует стиль взаимоотношений между государством и гражданами (подданными).

Существуют различные классификации политических режимов. Так, в рамках теории государства и права выделяют шесть видов политических режимов: деспотический, тиранический, демократический, либеральный, тоталитарный, фашистский.

В политической науке, как правило, выделяют три политических режима:

· демократический;

· тоталитарный;

· авторитарный.

«Демократия» в (demos - «народ» и kratos «власть») в переводе с греческого означает «власть народа». Впервые в истории демократия возникла в древнегреческих полисах в эпоху античности. Древнегреческая демократия обладала своей спецификой. В отличие от современной демократии, древнегреческое народовластие предполагало непосредственное участие жителей полиса в принятии основополагающих властных решений.

В течение веков демократия подверглась существенным видоизменениям, эволюционировав от классической прямой (античной) формы до системы современного демократического представительства.

В своём нынешнем облике демократия значительно отличается от своей «античной» предшественницы. Но вместе с этим, остаётся неизменной её сущность как системы народовластия.

В современной политологии выделяют ряд признаков демократии. К ним относят:

· выборность органов власти;

· конкурирующая политика (основой демократического политического процесса является честная всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и её последующее исполнение);

· наличие представительных органов власти и политических партий (парламент и политические партии являются важнейшими институтами, обеспечивающими возможность граждан участвовать в управлении государством. Демократический политический процесс представляет собой взаимодействие гражданского общества и политической системы. При этом гражданское общество выступает в качестве активной инициирующей силы, в то время как политическая система является скорее «пассивно» реагирующим объектом);

· наличие широких (а главное, гарантированных) прав и свобод граждан.

Сущностные свойства, признаки, «приводные ремни» демократии - всё это является объектом серьёзного изучения в рамках современной политологии. Среди важнейших концепций демократии можно назвать:

· теорию элитистской демократии (автор данной теории - Й Шумпетер рассматривал демократию как институционализированную власть определённых социальных групп (элиты), сформированную на основе конкурентного отбора, в котором решающую роль играет народ);

· теорию плюралистической демократии (сторонники данной теории (А. Бентли, Г. Трумэн и др.) считают, что демократия - это «результирующая» борьбы наиболее влиятельных групп интересов. При этом степень демократичности конкретного режима зависит от того, в какой мере учитываются интересы всех заинтересованных групп);

· теорию полиархии («полиархия» рассматривается американским политологом Р. Далем как альтернатива понятия «демократия». Полиархия предусматривает два системообразующих критерия - высокую степень политической конкуренции и участие широких по численности социальных граждан в управлении государством);

· теория мажоритарной и консенсусной демокртатий (автор данной теории - американский политолог А. Лейпхарт выделяет две модели демократии: мажоритарную и консенсусную. Первая модель концентрирует политическую власть в руках минимального большинства, тогда как вторая - пытается распределять власть между различными группами);

· теорию либеральной демократии (по мнению Л. Даймонд либеральная демократия является противоположностью «электоральной» демократии. В её основе лежат: выборность основных органов власти, конституционное ограничение исполнительной власти, конкурентность политического процесса, гарантированность прав и свобод меньшинств, наличие различных каналов участия граждан в политике, наличие альтернативных источников информации, наличие широких прав и свобод граждан, политическое равенство, гарантированная защита граждан от произвольного (противозаконного) вмешательства в их жизнь различных государственных и негосударственных сил);

· теорию делегативной демократии (с точки зрения Г. О Доннелла делегативная демократия представляет собой такую форму демократического режима, в которой «победа на президентских выборах даёт победителю право управлять страной по своему усмотрению». Таким образом, основополагающим признаком делегативной демократии является сосредоточение важнейших рычагов власти «в руках» президента);

· теорию дефектной демократии (как считают В. Меркель и А. Круассан демократия является дефектной в тех случаях когда: значительная часть населения исключена из участия в выборах («исключающая демократия»); «группы вето» лишают демократических представителей доступа к определённым политическим сферам («анклавная демократия»); происходит нарушение принципа разделения властей, «повреждается» правовое государство, народные представители отступают от основных демократических принципов («нелиберальная демократия»).

Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова «totalis», что означает «весь», «полный», «целый». Сущность тоталитарного режима заключается в полном (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизнедеятельности общества. В условиях тоталитарного режима государства поглощает общество, образуя единое неразрывное целое. Поэтому, в тоталитарной системе (в отличие от демократической) нет отдельно сосуществующих государства и гражданского общества.

Считается, что впервые термин «тоталитарное» впервые использовали Б. Муссолини и его ближайшие сподвижники для характеристики итальянского фашистского государства. Так, теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле следующим образом раскрывал сущность «тоталитарного государства: «Для фашизма всё заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе…В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей даёт толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придаёт ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)». Сам Б. Муссолини выразил данную мысль кратко: «Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

В 40-60-хх гг 20 века в рамках западной политологии усилиями различных учёных (Ф. Хайека, К. Фририха, З. Бжезинского, Х. Арендт, Р. Арона и др.) сложилось научное направление занимавшееся изучением тоталитарного режима.. В рамках этого направления была создана теория тоталитаризма. Основными её элементами являются следующие концептуальные положения:

1. тоталитаризм, как система организации общества и государства, является антиподом западной либеральной демократии;

2. сущность тоталитарной системы заключается в полном подчинении государством всех сфер жизнедеятельности общества;

3. исторически тоталитарный режим является детищем 20 века;

4. возникновение тоталитаризма связано, в первую очередь, с массовизацией общества, произошедшей в начале 20 века;

5. как политический режим тоталитаризм характеризуется рядом признаков: наличие единственной массовой политической партии, наличие монопольно существующей идеологии, главой государства является харизматический вождь, монополия государства на средства вооружённой борьбы и СМИ, террор и репрессии, плановая экономика;

6. видовыми примерами тоталитарного режима являлись: фашистская Италия, нацистская Германия, сталинский Советский Союз.

Помимо научной функции, теория тоталитаризма имела и важное идеологическое значение, играя, по сути, роль научного «оружия» в «холодной войне». Объединяя сталинизм с нацизмом (преступность и чудовищность которого была аксиоматичной), данная теория ставила первый «вне закона», фактически объявляя его преступным режимом.

Авторитаризм традиционно рассматривается как тип режима, занимающий промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, нежели на убеждении.

При этом авторитаризм не стремится навязывать обществу чётко разработанной официальной идеологии, допускается ограниченный, но контролируемый плюрализм. Руководство различными сферами общественной жизни не столь тотально, отсутствует строго организованный контроль над социальной, и экономической инфраструктурами гражданского общества. Режим не требует демонстрации преданности со стороны населения.

Вместе с этим авторитаризм беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции в борьбе за власть, к фактическому участию граждан в принятии политических решений. В целях сохранения неограниченной власти, режим осуществляет циркуляцию элит не путём выборов, а через кооптацию (волевое введение) их в руководящие структуры.

В политической науке выделяют несколько видов авторитарного режима. К ним относятся:

· традиционная абсолютистская монархия (власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц. Отсутствует политическая конкуренция, разделение властей, развитая система парламентаризма);

· военный режим (власть в условиях данного режима принадлежит военным. Характерной чертой является её сильная персонализация. Возникают подобные режимы, как правило, путём военных переворотов);

· авторитарно-бюрократический режим (власть осуществляется блоком, состоящим из трёх политических сил: бюрократии, национальной буржуазии, военных. Данный режим выдвигает две главные цели: восстановление порядка и стабильности в обществе; нормализацию экономической жизни. Достижение поставленных целей приводит, во-первых, к резкому искусственному понижению социально-политической активности населения; а во-вторых, к «оздоровлению» экономики с помощью резкого сокращения государственного вмешательства в экономические процессы);

· конкурентная олигархия (достаточной открытостью и легитимностью при сохранении монополии на власть наиболее могущественных кланов);

· популистский режим (основывается на правлении единой партии, провозглашающей своей целью осуществление модернизации. Данная партия возглавляется, как правило, харизматическим вождём. В отличие от тоталитаризма, популистский режим опирается не на идеологию, а на национализм).

В современной политологии наряду с «чистыми» видами авторитаризма, выделяют гибридные режимы, сочетающие в себе элементы авторитаризма и демократии. К ним относят:

· диктократию (возникает в случаях проведения либерализации без демократизации. Элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчётности обществу);

· демократуру (предполагает демократизацию без либерализации. Выборы, многопартийность, политическая конкуренция допускаются только в такой мере, в которой не угрожают власти элиты).

Форма национально-территориального устройства характеризует порядок организации государственной власти по территории. С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные.

В унитарном государстве все административные единицы не обладают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Органы данного государства - это составные части одной политической системы, функционирующей на основе единой конституции и системы законов. К унитарным государствам относятся: Великобритания, Швеция, Дания, Франция, Китай и т.д.

Федерация как форма национально-территориального устройства представляет собой свободное объединение отдельных субъектов (государств, регионов), каждое из которых обладает определённой долей автономии и имеет особые отношения с центральной властью. Однако, несмотря на долю самостоятельности субъекты федерации, не могут выйти в одностороннем порядке из состава объединения. Примерами федерации на сегодняшний день являются: Россия, Бельгия, Германия и т.д.

Кроме унитарного государства и федеративного выделяют ещё одну форму территориального объединения - конфедерацию. Данная форма представляет собой союз независимых государств, которые совместно передали часть своих полномочий для осуществления коллективных целей (оборона, транспорт, связь, торговля) союзным органам. Конфедерация не предусматривает единого гражданства, единого налогооблажения, единых вооружённых сил. В отличие от федерации, в рамках конфедеративного объединения субъекты имеют право выйти из состава объединения. Примером конфедерации является СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: