Теории государства

Природа, сущность, социальное назначение государства различным образом трактуются в политической науке.

Так, теократическая теория, основываясь на тезисе о божественной природе власти, рассматривает государство как Божий промысел. Представители данной теории понимали государство как божественную сущность, созданную в целях «добродетельной» и «благой» жизни людей. Главное назначение государства, как указывал средневековый философ Ф. Аквинский «…посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства».

Патриархальная теория трактует государствокак большую семью, в которой отношения правителя и подданных напоминают отношения между отцом и детьми. Правитель в таком государстве как отец заботится о своих подданных, те же, в свою очередь, как малые дети, ему повинуются. Обращаясь к правителю, основатель патриархальной теории - Конфуций выражал напутствие: «В Ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить (подданных - авт.)? Вам стоит лишь увлечься самому хорошему делами, и весь народ тотчас же устремится ко всему хорошему».

В рамках возникшей в эпоху Нового Времени договорной теории, государство понималось как учреждение созданное в результате «общественного договора». Сам «общественный договор» трактовался в качестве добровольного соглашения людей, заключённого в целях обеспечения защиты своих естественных прав и свобод. Как указывал французский просветитель Д. Дидро, «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно потупиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы …общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

Марксистская теория объясняет происхождение государства разделением общества на антагонистические классы. Государство понимается как орудие подавление, которое использует один класс (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) для поддержания господства над другим классом (рабами, крестьянами, пролетариатом). Как отмечал В. И. Ленин, «государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

Поскольку возникновение государства исторически детерминировано разделением общества на классы, то с исчезновение данной детерминации должно произойти его «отмирание». Поэтому в марксизме считается, что в коммунистическом обществе, где не существует классов, отсутствует и государство.

Любое государство (кроме социалистического), считают марксисты, в своей сущности является эксплуататорским. Это означает, что оно никогда не является «общим центром единения всех воль и интересов», как указывают сторонники теории общественного договора. Государство всегда является «заинтересованной» стороной, поскольку всегда защищает интересы одного класса в ущерб интересам другого. Поэтому политика государства (внутренняя и внешняя) - это политика господствующего в нём класса.

Американский социолог И. Валлерстайн рассматривает государство в качестве важного института, обеспечивающего жизнеспособность капиталистической мир-экономики, а, следовательно, и современной мир-системы. Он отмечает: «капиталистическое миро-хозяйство нуждается в структуре, состоящей из государств, функционирующих в рамках межгосударственной системы. Эти государства критически важны для предпринимателей в первую очередь потому, что принимают на себя часть издержек производства, гарантируют квазимонополиям их устойчивые прибыли и поддерживают их усилия, направленные как на ограничение возможностей трудящихся классов защищать свои интересы, так и на смягчение недовольства народных масс за счёт частичного перераспределения прибавочной стоимости».

Таким образом, современное государство, по мнению И. Валлерстайна, является инструментом буржуазии, используемым ею для обеспечения бесперебойности процесса безграничного накопления капитала.

По мнению сторонников теории насилия, государство является результатом прямого политического действия - внутреннего или внешнего завоевания. Итогом победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым становится учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побеждёнными.

В ходе исторической эволюции, указывает немецкий исследователь Ф. Оппенгеймер, меняется лишь форма подчинения, но насильственная сущность государства остаётся неизменной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: