В современной политологии существуют различные примеры дифференциации политических культур.
Так, Г. Алмонд и С. Верба в работе «Гражданская культура» выделили три типа политической культуры: приходский, подданнический, партиципаторный.
Приходский тип политической культуры характеризуется невысокими ожиданиями и отсутствием интереса людей к политической жизни. Сам Г. Алмонд, описывая прихожан, указывал, что они «имеют весьма смутные представления о правительстве и политике. Это могут быть неграмотные сельские жители, живущие в отдалённых сельских местностях или просто люди, которые игнорируют политику и её влияние на их жизнь».
Для политической культуры подданнического типа характерна сильная ориентация на политические институты и невысокий уровень политической активности населения. «Подданные, - отмечал Г. Алмонд, пассивно подчиняются государственным чиновникам и законам, но не голосуют и активно не вовлечены в политическую жизнь».
Наконец, партиципаторный тип политической культуры основан на высоком интересе граждан политическим процессом, и, как следствие, активном участии в политической жизни.
|
|
Выделяя данные типы политической культуры, авторы подчёркивали, что на практике они взаимодействуют между собой. В результате реальная политическая культура того или иного общества носит смешанный характер.
Самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является гражданская культура. «Гражданская культура - это смешанная культура. В её рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Ещё более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к таким двум ролям».
В зависимости от степени согласия населения относительно политических ценностей выделяют консенсуальный (консенсусный, интегрированный) и поляризованный типы политической культуры.
Для первого типа характерно наличие высокой сплочённости населения на базе относительно ведущих ценностей, целей, идеалов.
Особенностью второго типа является сосуществование субкультур, отличающихся резким несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения.
Использование цивилизационного (культурологического) критерия приводит к выделению политической культуры западного и восточного типов.
Среди основных черт политической культуры западного типа можно указать:
· отношение к политике как разновидности конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, в которой люди выполняют различные роли и функции;
|
|
· восприятие государства как института, защищающего права и свободы граждан;
· признание равенства граждан на возможность политического участия;
· признание права, законов и конституции в качестве важнейших регуляторов политического процесса.
Важнейшими характеристиками политической культуры восточного типа являются:
· признание божественного характера власти;
· отрицание плюрализма, состязательности и конфликтности политической жизни;
· признание политического неравенства;
· склонность к авторитарности, упрощению форм организации власти.
Рассмотрение политической культуры в качестве исторически изменчивой формы позволяет выделить потестарную культуру, социально-политическую культуру традиционного общества, политическую культуру индустриального и политическую культуру постиндустриального обществ.
Каждая из данных культур обладает определённым набором базовых признаков, обусловленных характером социально-экономического развития общества.
Потестарная культура соответствует позднепревобытному обществу. Её основные черты:
· постепенная сакрализация верховной власти вождя;
· консерватизм и слабая восприимчивость к различного рода инновациям;
· мифологизм;
· высокая роль традиций и ритуалов.
Социально-политическая культура традиционного общества возникает с момента появления частной собственности, классов и государства. Для неё характерно:
· восприятие политики как элитарной формы человеческой деятельности;
· детерминированность политических установок индивида его принадлежностью к определённой сословной группе;
· сохранение ритуала в качестве одного из главных регуляторов политической активности.
Политическая культура индустриального общества характеризуется следующими особенностями:
· восприятием политики в качестве рисковой, конфликтной формы деятельности;
· классовостью (политические предпочтения индивида определяются его классовым положением);
· понимание плюрализма и правового равноправия как принципов функционирования политической системы.
Возникшая во второй половине 20 века политическая культура постиндустриального общества (политическая культура постмодерна) обладает следующими чертами:
· политические предпочтения всё меньше и меньше определяются классовой принадлежности;
· происходит массовизация политических установок граждан;
· снижается политическая активность населения;
· падает доверие к политическим институтам.