Политическая социализация. Термин «политическая социализация» был введён в политическую науку американским исследователем Г

Термин «политическая социализация» был введён в политическую науку американским исследователем Г. Хайменом в 1959 году. Под политической социализацией учёный понимал процесс усвоения политических ценностей и политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

Значительный вклад в изучение политической социализации внесли американские исследователи Д. Истон и Дж. Деннис, написавшие работу «Дети и политическая система». По их мнению, формирование представлений о политической системе начинается ещё в период раннего детства.

Политическую социализацию ребёнка исследователи рассматривают как процесс в результате которого происходит формирование положительного взгляда на политическую систему.

Структурно процесс политической социализации состоит из чётырёх этапов. Первый этап - политизация, в ходе которой у ребёнка формируется осознание того, что политическая власть более важна, чем власть родителей. На этапе персонализации политическая власть в сознании ребёнка приобретает осязаемые черты через фигуры полицейского и президента. В ходе следующего этапа - идеализации, ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества. Наконец на последней стадии политической социализации - институционализации ребёнок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т. е. восприятию власти через обезличенные институты (парламент, партии, суд и т.д.).

Политическая социализация есть процесс взаимодействия индивида с различными институтами и агентами, в ходе которого последние оказывают кардинальное влияние его на систему политических ценностей и убеждений. К числу институтов политической социализации можно отнести: семью, систему образования, политические партии, общественные движения, СМИ и т. д. Агентами же выступают родственники, друзья, учителя, преподаватели, отдельные политики и т. д.

Политическая социализация не является внеисторическим феноменом. Она встроена в систему конкретного общества и в силу этого отражает его специфические особенности. Поэтому в современной политологии выделяют её определённые модели. Так, например, американский политолог Р. Мерелман выделил четыре модели политической социализации.

Первая - системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими институтами социализации выступают семья, школа, а также дружеские коллективы.

Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодёжь враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущим институтом в этой модели являются СМИ.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В итоге граждане становятся приверженцами определённых политических групп и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Институтами социализации здесь являются школа, СМИ, партии и группы интересов.

Четвёртая модель - конфликтная - сводится к формированию лояльности к определённой группе и готовности поддержать её в борьбе против других групп. Институтами социализации в этой модели являются органы агитации и пропаганды, представляющие интересы группы.

Первая модель политической социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для авторитарных и тоталитарных политических систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: