Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению общепрофессиональной подготовки по специальности 020400. «Психология»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Специальная психология–этоотрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нормального психического развития, которые имеют особые образовательные потребности, а также устанавливающая возможности и пути компенсации нарушений различной сложности. В задачи специальной психологии входит выявление общих и специфических закономерностей психического развития людей с различными типами нарушений, изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности, изучение закономерностей развития личности аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимися, психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.
|
|
Цель дисциплины:
ввести студентов – дефектологов в проблематику специальной психологии, что является неотъемлемой частью подготовки специалиста в области специального образования,
сформировать базовые понятия в изучаемой области. Задачи дисциплины:
обеспечить студентам необходимую подготовку по теоретико – методологическим основам специальной психологии;
ознакомить студентов с основными характеристиками детей с разными вариантами отклоняющегося развития;
ознакомить студентов с основными принципами и направлениями диагностико-коррекционной работы;
Дисциплина содержит необходимые сведения по всем разделам специальной психологии, включая возможность практического освоения психодиагностических и психокоррекционных методов работы специального психолога. В процессе дальнейшего обучения усвоение ключевых понятий специальной психологии послужит основой для овладения знаниями в конкретных областях специальной психологии – психологии слепых (тифлопсихология), психологии умственно - отсталых (олигофренопсихология), психологии не слышащих (сурдопсихология), психологии детей с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с нарушениями двигательной сферы и т.п.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Студенты должны знать:
базовые понятия специальной психологии;
общие и специфические закономерности развития психики детей с различными типами нарушений;
Студенты должны иметь:
представление о психологической структуре дефекта; психологические параметры дизонтогенеза и уметь выделять их
при различных типах нарушений в развитии;
основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.