Учебное пособие по специальной психологии предназначен для студентов психологического отделения очно /заочной форм обучения

Яссман Л.В. Яссман В.П.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Хабаровск 2006


УДК 159.9(075.8)

ББК Ю93я73

Я 845

Рецензенты:

Кафедра специальной психологии и логопедии факультета

специальной психологии Хабаровского Государственного педагогического университета, заведующий кафедрой кандидат психологических наук, доцент Чебарыкова С.В..

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ДВГУПС Т.Х. Санжаева Р.Д.

Доктор психологических наук, профессор ХФ МПСИ Т.Х.Невструева

Яссман Л.В., Яссман В.П.

Я Учебно-методическое пособие по специальной психологии дляпсихологических специальностей вузов

Л.В.Яссман, В.П.Яссман.- Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006 - с.113.

Учебное пособие по специальной психологии предназначен для студентов психологического отделения очно /заочной форм обучения.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), 2006


ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................... 5

Лекция 1 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: НОРМАЛЬНОЕ И АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ........... 10

1. Понятие о специальной психологии как о разделе психологической науки........................................... 10

2. Основные категории специальной психологии....................................................................................... 11

3. Л.С. Выготский и специальная психология............................................................................................ 12

Семинарское занятие................................................................................................................................ 19

Литература:........................................................................................................................................... 20

Лекция 2. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) И ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

2.1. Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения................................................. 22

2.2. ЗПР: понятие, причины, типология...................................................................................................... 22

2.3. Особенности психики детей с ЗПР...................................................................................................... 26

2.4. Психолого- педагогические особенности коррекционно- развивающего обучения детей с ЗПР......... 26

Семинарское занятие................................................................................................................................ 28

Литература:........................................................................................................................................... 29

Лекция 3. ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ............................................................. 29

3. 1. Определение школьной дезадаптации (ШД)....................................................................................... 29

3.2. Причины школьной дезадаптации....................................................................................................... 30

3. 3. Проявления школьной дезадаптации................................................................................................. 31

3.4. Задачи психологов и педагогов, работающих с детьми "группы риска"............................................. 32

Семинарское занятие................................................................................................................................ 32

Литература............................................................................................................................................ 33

Лекция 4. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА........................................................................................................ 33

4. 1. Характер и черты личности............................................................................................................... 33

4. 2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы........................................................................... 34

4.3. Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко..................................................................... 35

4.4. Развитие и трансформации акцентуаций характера............................................................................ 36

Семинарское занятие................................................................................................................................ 38

Литература............................................................................................................................................ 39

Лекция 5. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ

ШКОЛЬНИКОВ.............................................................................................................................................. 40

5. 1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте........................................................ 40

5.2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста,

осложняющие их социальную адаптацию.................................................................................................. 41

Семинарское занятие................................................................................................................................ 42

Литература............................................................................................................................................ 43

Лекция 6. АКСЕЛЕРАЦИЯ И ОДАРЕННОСТЬ, ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ.............................................................................................................................................. 43

6. 1. Акселерация и ретардация................................................................................................................ 43

6.2. Общие и специальные способности.................................................................................................... 44

6.3. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации................................................................. 45

Семинарское занятие................................................................................................................................ 46

Литература............................................................................................................................................ 47

Лекция 7. ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ..................................................................... 48

7.1. Психопатии......................................................................................................................................... 48

7.3. Искаженное психическое развитие...................................................................................................... 52

Семинарское занятие............................................................................................................................. 59

Литература....................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 8.СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ

ДИСОНТОГЕНЕЗА........................................................................................................................................ 60

8.1. Специфика коррекции при умственной отсталости................................................................................ 60

8.2. Специфика коррекции З.П.Р................................................................................................................ 61

8.3. Коррекция дефицитарного развития................................................................................................... 63

8.4. Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза.............................................................. 64

8.5. Коррекция раннего детского аутизма................................................................................................. 64

Семинарское занятие........................................................................ Ошибка! Закладка не определена.

Литература............................................................................................................................................ 66


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ "СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"............................................................ 68

ПРИЛОЖЕНИЕ I. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ....................................................................................................... 69

Тесты..................................................................................................................................................... 76

Правильные ответы по специальной психологии................................................................................... 80

ПРИЛОЖЕНИЕ II........................................................................................................................................... 81

ПРИЛОЖЕНИЕ III.......................................................................................................................................... 82

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................................ 83



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: