Глава 4.0. Физическая реабилитация детей с заболеваниями органов дыхания

Наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания у детей, практически также как у взрослых, являются острые респираторно-вирусные инфекции, бронхиты и пневмонии, бронхиальная астма.

К особенностям органов и функции внешнего дыхания у детей следует отнести маленькие размеры, незаконченное сразу после родов развитие (оно продолжается еще в течение нескольких лет), а также гетерохронность (неравномерность) развития органов дыхания: есть периоды, когда преобладают процессы увеличения их в длину (рост), а есть периоды, когда преобладает нарастание объема функционально активных клеток, тканей, структурных элементов органов. Функциональные показатели у детей также имеют свои особенности: более поверхностное и частое дыхание (у новорожденных детей частота дыхания составляет 40-45 в минуту, у младших школьников – 26-27, у подростков – 23-25, у взрослых – 16-18).

Причины заболеваний органов дыхания у детей мало отличимые от таковых у взрослых, это – инфекции, неблагоприятные экологические факторы, аллергены, наследственная предрасположенность, к сожалению, курение.

В результате заболеваний органов дыхания у детей, как и у взрослых, возникает, как правило, в той или иной степени ограничение подвижности (мобильности) грудной клетки и легких, уменьшение дыхательной поверхности и диффузной способности, нарушение проходимости дыхательных путей, нарушения физиологических механизмов, обеспечивающих синхронность дыхания и др.

Основными клиническими проявлениями заболеваний органов дыхания являются изменение ритма и глубины дыхания, иногда одышка различного типа, кашель, болезненные ощущения в области грудной клетки, а при инфекционных заболеваниях повышение температуры тела и другие признаки интоксикации.

Задачами физической реабилитации при заболеваниях органов дыхания у детей являются обеспечение полноценной вентиляции легких, улучшение выведения мокроты из бронхо-легочного дерева, повышение общего тонуса организма, обеспечение полноценной адаптации к условиям окружающей среды, в том числе к физическим нагрузкам.

Любой вид дыхания, регулируемый извне, в частности со стороны инструктора по лечебной физкультуре, называется «управляемым дыханием». Крайне важным является правильное применение «управляемого дыхания» в зависимости от характера поражения, клинического состояния, фазы заболевания, возраста ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: