Функциональные нарушения (изменения) в работе сердца у детей

Различные этиологические факторы — гиподинамия у детей, токсико-инфекционные воздействия, гипоксия в родах, психоэмоциональные перегрузки, стрессовые ситуации вызывают значительное поражение центральной и вегетативной нервной системы детей.

При функциональных нарушениях сердца отсутствуют органические поражения миокарда. Имеющиеся нарушения функции сердца связаны с интенсивным ростом опорно-двигательного аппарата ребенка в период первого скелетного вытяжения (6-7 лет) или в период полового созревания.

Клиническая картина. Общим является обилие жалоб на повышенную утомляемость, слабость, головную боль, которая чаще усиливается к вечеру, расстройство сна, боли в сердце, чаще колющие, редко ноющие, быстро и чаще всего самопроизвольно проходящие. Часть детей жалуется на одышку, чувство нехватки воздуха, затрудненный вдох, обмороки, которые бывают в душном помещении, бане и часто сочетаются с гипотензивным синдромом. Бывает длительный субфебрилитет, который вызывается очаговой инфекцией, но иногда он отмечается и при ее отсутствии и связан с вегетативными расстройствами. Проявлениями последних бывает акроцианоз (синюшная окраска конечностей), холодные и влажные ладони, потливость, обильные юношеские угри, стойкий дермографизм. АД характеризуется лабильностью. Систолическое АД имеет тенденцию к повышению или снижению (это лежит в основе диагноза гипо- и гипертензивного синдромов НЦД). Диастолическое АД и среднее АД чаще всего нормальны

Нередко единственным симптомом является появление шумов при аускультации сердца. В других случаях, наряду с этим, отмечается тахикардия, повышенная утомляемость и потливость.

Одним из эффективнейших средств нормализации деятельности организма ребенка, подростка являются занятия физическими упражнениями в различных формы двигательной активности: от занятий лечебной гимнастикой до занятий по физическому воспитанию и спортом (после врачебного освидетельствования).

Занятия лечебной гимнастикой проводятся в дошкольных учреждениях, школах, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах и др.).

Задачами лечебной гимнастики являются:

1. Оказать общеукрепляющее воздействие на растущий организм.

2. Активизировать экстракардиальные факторы кровообращения.

3. Адаптировать ССС к постепенно возрастающим физическим нагрузкам.

Занятия проводятся малогрупповым методом, курсами по 1,5-2 мес. Используются ОРУ и ДУ в соотношении 4:1, диафрагмальное дыхание, упражнения для всех мышечных групп с предметами и без предметов, подвижные игры, плавание. В начале курса ЛФК преобладают и.п. - сидя, далее используются и.п. - стоя, в ходьбе. Количество повторений упражнения 6-8 раз.

Обязательными методическими условиями на занятии ЛГ с детьми при различных заболеваниях ССС является регистрация ЧСС до, после, в середине занятия и проведении тестовых проб. Ниже приводят данные о ЧСС для детей разного возраста.

Таблица 3.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: