Определение нарушений физиологического акта дыхания у детей для правильного применения «управляемого дыхания»

Лечебная физкультура, обладающая глубоким знанием и умением воздействия на мышцу, в тех случаях, когда объектом ее воздействия становится мускулатура дыхания, реализует технологию «управляемого дыхания». Результатом подобного воздействия является изменение жизненно важной функции организма – дыхания – со всеми вытекающими отсюда функциональными последствиями.

Именно поэтому технология управляемого дыхания в лечебной физкультуре занимает отдельную нишу, а дыхательные физические упражнения в любой классификации выделяются в отдельную группу. Они аналогично практике со взрослыми подразделяются на «статические» с использованием только непосредственно дыхательных мышц и динамические, когда в упражнении используются мышцы других групп. Чем младше наблюдаемый нами пациент, тем большее предпочтение мы вынуждены отдавать статическим дыхательным упражнениям, т.к. именно они обеспечат максимальный эффект.

Кинезотерапевту следует иметь информацию не только об этиологии и патогенезе заболевания, о состоянии и функциональном статусе пациента, но и о его возрасте, а также следует обратить внимание на целый ряд дополнительных симптомов.

При заболеваниях органов дыхания у больных постепенно может произойти изменение формы грудной клетки и осанки. При затрудненном дыхании плечи приподняты и выдвинуты вперед. Физиологический лордоз шейного отдела позвоночника сглажен.

Из-за вздутия легких может быть изменена и форма грудной клетки –в виде увеличения расстояния между грудиной и позвоночником (саггитальный диаметр). Расстояние между краями ребер становится уже. При значительной степени таких изменений говорят о бочкообразной форме грудной клетки. Появляется сутулость с последующим лордозом пояснично-крестцового отдела позвоночника.

На основе анализа подвижности грудной клетки можно опосредованно судить о формах и степени проблем дыхания у ребенка. Это может проявляться в следующем:

· Включение в работу вспомогательной дыхательной мускулатуры (указывает на повышенную работу дыхания). При вдохе выступает мускулатура на шее, напрягаются грудные мышцы. При выдохе уже в состоянии покоя включаются мышцы живота, что заметно повышается при нагрузке.

· Наличие западений во время вдоха (в области межреберий, в области шеи и подключичной области). Этот факт указывает на подключение дополнительной дыхательной мускулатуры и, соответственно, на повышенную работу при дыхании.

· Ограничение экскурсии (подвижности) грудной клетки в целом и/или в каком-либо направлении.

· Выраженное преобладание грудного или брюшного компонента дыхания.

· Наличие вдоха через рот.

· Изменение частоты дыхания в покое (у детей лучше произвести подсчет во сне) и при нагрузке.

· Изменение глубины дыхания (наличие поверхностного дыхания)

· Нарушение ритма дыхания.

После 5-7 лет дети, как правило, предъявляют соответствующие жалобы и могут установить подобные изменения на себе при самонаблюдении.

У детей следует также обратить внимание на речь, косвенно свидетельствующую о достаточном объеме воздуха. Даже грудной ребенок, если он здоров, может кричать громко и долго. Обрывистая и/или очень тихая речь, сдавленный голос могут указывать на недостаточность воздуха.

Грудная клетка и позвоночник представляют собой функциональное единство. Уменьшение подвижности грудной клетки всегда сокращает подвижность позвоночника, что ведет к функциональным ограничениям.

Поэтому проверяются все направления движения грудного отдела позвоночника, определяют момент прекращения движения – сгибание и разгибание туловища (производятся в грудном отделе), наклоны туловища вправо и влево, повороты туловища в обе стороны.

Применение методик кинезотерапии при заболеваниях органов дыхания является патофизиологическим средством лечения. Деятельность скелетной дыхательной мускулатуры непосредственно связана с жизненно важной функцией дыхания, а также с появляющимися при различных заболеваниях особенностями акта дыхания. В кинезотерапии заболеваний органов дыхания применяются пассивная (методика выполняется полностью методистом), активная (методика выполняется полностью больным) и промежуточные варианты техники (пассивно-активные) – именно они имеют наиболее широкое распространение в педиатрии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: