Общая характеристика этапов

Исследование отечественной истории антимонопольного (конкурентного) регулирования в России позволяет выделять в ней несколько этапов или периодов. Для удобства изложения и упрощения понимания исторического материала в данной области нам представляется целесообразным ограничиться выделением трех основных этапов-периодов, исходя из критерия экономического уклада общества. По этому критерию выделяется:

1) монархический период отечественной истории - с Древней Руси) до революций 1017 г.;

2) советский период - с 1917 г. до начала рыночных преобразований в конце 1980-х гг.)

3) современный период — с конца 1980-х гг. по настоящее время.

В первом и третьем периодах Россия (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, Российская Федерация) развивается с экономической точки зрения, в целом как страна с рыночной экономикой. В связи с этим для регулирования экономических отношений применяются правовые механизмы, свойственные рыночной экономике. К таким механизмам относятся и антимонопольные механизмы.

Советскому периоду, если не считать период НЭПа, свойственен иной экономический уклад. Для советского периода в целом была характерна плановая экономика, упразднение частного бизнеса, национализация, государственная монополизация экономики, выступление государства не только в качестве регулятора экономических отношений, но и как единственного хозяйствующего субъекта, если не считать некоторые виды работ на дому, кустарного промысла и некоторых иных весьма немногочисленных видов работ и профессий. Следовательно в этот период отсутствовала социально-экономическая основа для антимонопольного (конкурентного) права, которое создано для регулирования экономических отношениях в условиях рынка, конкуренции частных субъектов, в том числе для упорядочения этих отношений, защиты интересов потребителей, развития экономики, балансировки публичных и частных интересов.

Вместе с тем, в советском периоде особо следует выделить этап т. н. Новой экономической политики или НЭПа. Рынок, и то в весьма ограниченных пределах, проявился в советский период только на этапе НЭПа. Рыночная экономика потребовала и свойственных ей правовых регуляторов, которые и были введены на этом этапе, в том числе и некоторые упраздненные после революций 1917 г. конкурентные (антимонопольные) механизмы.

Отсутствие рыночной экономики и соответственно экономической основы, востребованности антимонопольного права, общий курс на государственную монополию и государственное хозяйствование, но вместе с тем, фрагментарное и своеобразное использование некоторых антимонопольных и проконкурентных механизмов на этапе НЭПа, метаморфозы трансформации рыночных антимонопольных механизмов в механизмы защиты государственной собственности позволяют выделить советский период в особый этап истории правового регулирования конкуренции и монополии в России.

Третий этап, также как и первый, характерен наличием экономической основы для антимонопольного регулирования, поскольку на этом этапе происходит переход от плановой экономики и государственного монополизма к рынку, следовательно востребованными вновь становятся антимонопольные (конкурентные) регуляторы, что и обуславливает бурный рост правотворчества в области антимонопольного права и построение новой российской системы антимонопольного регулирования и контроля.

И еще одно общее предварительное замечание по первому, т. н. монархическому периоду. В этом периоде следует особо выделить этап начала формирования современной системы антимонопольного регулирования, пришедшийся на последнюю четверть 19 в. — начало 20 в. и прерванный революционными потрясениями 1917 г. На этом этапе в связи с изменениями экономических реалий, в том числе феноменом промышленной революции, изменением масштабов, видов рынков, ростом их числа, заинтересованностью государства в развитии крупного бизнеса и др. экономическими факторами, происходит переход от устаревшей к тому времени жесткой антиспекулятивной модели антимонопольного регулирования, представленной, прежде всего, системой уголовно-правовых и гражданско-правовых механизмов, к новой гибкой модели, в основу которой положены, прежде всего, административно-правовые механизмы, предполагающие предоставление значительных полномочий антимонопольного контроля преимущественно властным субъектам исполнительной власти, а также формирование новых институтов антимонопольного регулирования и контроля, таких регистрация ограничивающих конкуренцию соглашений, контроль слияний, применение таможенно-тарифного регулирования в целях антимонопольной политики и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: