Тема 4. Философия Нового времени

1. Философские взгляды Бэкона, Гоббса, Локка.

2. Рационализм и сенсуализм.

3. Философский материализм XV III века.

1. В XVI—XVII вв. в европейской цивилизации произошли радикальные изменения. Классическое христианство, ориентировавшее человека на сосредоточение в сфере духовной жизни и поиски спасения души, столкнулось с провозглашением иного идеала. Стала признаваться важность усилий человека в повседневном бытии. Активность была устремлена к делам практической значимости. А наука выступила необходимым средством рационализации практической жизнедеятельности. Философия Нового времени, развивая традиции Возрождения, возвела в высший принцип утилитаризм, оправдывающий и мобилизующий человеческую активность. Сильное влияние приобрел и принцип рациональности, ибо только искоренение невежества и распространение света научного знания могло обеспечить нравственное совершенство человека.

Учение о познании — гносеология — стало основным и наиболее важным компонентом всех философских систем Нового времени. Ориентация на науку приняла две формы: опытного естествознания, опирающегося на эксперимент, и теоретического построения, подчиненного правилам логики. Опора на опытное естествознание породила эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк). Антитезой эмпиризму выступил рационализм (Декарт, Лейбниц), ориентирующийся на теоретические принципы организации научного знания и математику. В философии Нового времени весьма сильны были установки механистического объяснения явлений. Вошел в силу жесткий лапласовский детерминизм.

Родоначальником английского эмпиризма (от греч. empeiria — опыт) по праву считают Ф.Бэкона (1561 — 1626). Он предпринял попытку «великого восстановления» наук, пытаясь показать их практическую пользу и значимость. «Знание — сила» — вот основной тезис Бэкона. А чтобы избежать «великого обмана чувств», необходимо использовать хоро­шо организованные опыты, которые получили название экспериментов. Кроме того, необходимо проделать критическую работу над наукой, а именно выявить причины человеческих заблуждений (учение об идолах), а также провести ревизию прочно утвердившегося схоластического метода познания. Учение о методах познания стало ведущим в философии Бэкона.

Материалиста и натуралиста Т.Гоббса (1588—1679) часто величают систематизатором бэконовского материализма. Однако острые социальные катаклизмы (Гоббс жил во времена английской буржуазной революции) обусловили строение философской системы мыслителя иным образом. На передний план выдвигаются вопросы социальной философии, гносеология и онтология мыслятся как вводные части. В 1651 г. выходит его знаменитый «Левиафан». Примечательно само название. Левиафан — библейское чудовище, олицетворявшее государственную власть. Поскольку в Левиафане высказывались возражения против стремления церковников подчинить своему руководству власть и общест­во, его произведения «Левиафан» и «О гражданине» были внесены в папский «Индекс запрещенных книг». Его отношение к теологии хорошо выражено следующим изречением: «Пилюли религиозной веры следует проглатывать, не разжевывая». Поэтому понятно, почему в Англии XVII в. всякого вольнодумца называли «гоббистом».

Философия Гоббса суха и аскетична, но именно таковой ее хочет видеть мыслитель. По его мнению, «истинная философия отвергает не только словесные румяна и белила, но и всякие прикрасы. Первые основы всякой науки действительно далеко не ослепляют своим блеском — они скорее являются невзрачно сухими и почти безобразными».

В центре философских интересов Гоббса стоит человек. Он одно из тел, наряду с прочими природными и физическими телами. Поэтому в объяснении человеческой жизнедеятельности и человеческой души у Гоббса преобладает механистический подход. Жизнь есть движение членов, сердце — пружина, нервы — нити, а суставы — колеса, сообщающие движение всей машине человеческого тела. В человеке он подчеркивал его эгоистическую природу. Люди, в противоположность эгоистической природе, должны стать на путь общественного договора. Ибо даже плохой мир лучше войны. Материалистические воззрения Гоббса были развиты его соотечественником Локком.

О философии Дж. Локка (1632—1704) впоследствии скажут, что она — одно из ключевых звеньев не только в истории британского эмпиризма, но и в развитии всей материалистической мысли и в становлении научной гносеологии. Замысел основного сочинения Локка — «Опыты о человеческом разуме», в котором исследовались бы познавательные способности человека, возник в 1671 г., когда Локку было около 30 лет. Работа длилась на протяжении 19 лет, было осознано, что «мусор на пути науки — это теологически-схоластические представления, сковывающие естественный процесс раз­вития человеческого разума, способности которого к познанию определяются ощущениями, опытом, выступающими в качестве источника знаний».

Основным содержанием локковских «Опытов» была критика врожденных идей. Опираясь на данные этнографии Локк опровергает саму возможность врожденных идей. Ни детям, ни идиотам, ни диким народам, ни множеству необразованного люда врожденные логические принципы неведомы. За всеми общими принципами неизбежно скрывается опыт. Бэконовский лозунг «Знание — сила» Локк пытается переинтерпретировать личностно и субъективно. «Знание своих познавательных способностей предохранит вас от скептицизма и умственной бездеятельности».

2..В философии Нового времени наря­ду с ярко выраженным эмпиризмом существовал и рационализм. Рационализм (от лат. ratio — разум) есть прежде всего определенный способ объяснения мира, где доминирующая роль принадлежит разуму. Рациональность опосредована предварительной работой мысли, она предполагает построение схем деятельности в идеальном плане. Об открытии рациональности говорят, имея в виду способность мышления работать с идеальными объектами и способность слова отражать мир понятийно. За европейской цивилизацией изначально закрепилось значение рациональной цивилизации. Онтологический рационализм исходит из убеждения, что мир разумен и в основе бытия лежит некое разумное начало. С новой силой, после засилия в средневековье теологии, рационализм зая­вил о себе, в эпоху Нового времени. К рационалистам причисляют Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля. Последнему принадлежит программный тезис онтологического рационализма: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Рационализм противостоит сенсуализму и иррационализму. В современной философии преодолеваются ограничения абсолютизации как рационализма, так и сенсуализма. Процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального, включающий в себя и данные органов чувств и процедуры их умственного, логического упорядочивания, рациональные и чувственные формы познания. «Мыслю, следовательно, существую », — говорил французский философ Р.Декарт (1596—1650). Он как яркий представитель рационализма уверен, что источником истины может быть только разум. Отвергнув обычаи, традиции, авторитет, необходимо во главу угла поставить знания, проверенные разумом. Этому способствует эффективный метод, опирающийся на четыре правила:

• принимать за истинное только то, что не дает никакого повода к сомнению;

• разлагать сложные проблемы на простые компоненты;

• располагать простые элементы в строгой последовательности;

• составлять полные перечни имеющихся элементов.

Классификация наук у Декарта уподобляется дереву. Корневищем является метафизика (наука о первопричинах), стволом — физика, крона включает в себя медицину, механику и этику.

Поскольку необходимо отбрасывать все, в чем сомневаешься, то предельным основанием, свидетельствующим о нашем собственном существовании, является акт сомнения. Тот, кто осуществляет акт сомнения, бесспорно, существует, отсюда знаменитое «cogito ergo sum» — «мыслю, следовательно, существую».

Р.Декарт вошел в историю философской мысли и как яркий представитель дуализма. Радикальный механицизм Декарта привел его к представлению о полной бездуховности материи. Материальная телесная субстанция в качестве своего атрибута имела лишь протяжение в длину, ширину и глубину. Духовная жизнь представала перед философом в ее наиболее специфических проявлениях как познавательно-мыслительная деятельность, как интеллектуальная интуиция и дедукция. За понимаемой таким образом духовной субстанцией он закрепил прочное убеждение в ее бестелесности. Декартово «мыслю, следовательно, существую» говорит о безусловном превосходстве умопостигаемого над телесным. Декарт доказывает, что субстанция мыслящая неделима и открыта каждому Я — разумному существу непосредственно, в то время как субстанция протяженная — опосредованно. Неделимая субстанция — ум —предмет изучения метафизики, делимая — протяженность — предмет физики.

Рационализм Лейбница и его учение о монадах явились значительной вехой философии Нового времени. Г.В.Лейбниц (1646— 1716) немецкий философ-идеалист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк и языковед явился предшественником немецкой классической философии.

Наследие Лейбница — это выдающийся образец рационалистической философии и методологии. Не отвергая значения опыта, рационалисты отводят ему второстепенную роль. Опыт подтверждает истины, открывшиеся уму, может служить основанием для многообразных открытий. Однако достижения самих истин всеобщего и необходимого характера опыт обеспечить не может. Для осмысления истин факта Лейбниц вводит закон достаточного основания. Закон достаточного основания, согласно которому все, что происходит, происходит на основании чего-нибудь, стал фундаментом принципа причинности (каузальности).

Лейбницевский Бог творит многообразие субстанций, именуемых монадами (от греч. monas — род, единое, единица). Монады Лейбница абсолютно просты, лишены частей и представляют собой некие непространственные точки. Главным атрибутом монады является сила. Монадам приписывают отрицательные качества: неделимость, неуничтожимость, нематериальность, неповторимость и положительные качества: самодостаточность, саморазвитие, психическую активность, проявляющуюся в перцепции и апперцепции.

Все многообразие монад Лейбниц делит на три разновидности: голые, души и духи. Голые — примитивные монады, бесконечно малые перцепции, образуют то, что мы называем неорганической природой. Душами называются монады, восприятие которых сопровождается ощущением и памятью, душа роднит животный организм и человеческий, но в последнем она трансформируется в дух. Понятие дух означает всю сферу человеческого сознания. Любой монаде присуще стремление к познанию, и лишь в духе оно доходит до полной своей реализации в качестве саморефлексии.

Каждая монада сугубо индивидуальна, замкнута в себе и не имеет окон. Однако философ называет каждую монаду живым зеркалом универсума и использует древнюю идею о тождестве микро-и макрокосмоса. Согласованность всех монад составляет всеобщую гармонию универсума, источником которой, по мнению Лейбница, является Божественная мудрость, именно она так «запрограммировала» деятельность монад в «наилучшем из возможных миров».

В Новое время власть разума проявляется не только в политике и науке, но и в сфере этики. Человек освобождается от опеки религии, человеческая совесть оказывается свободной в выборе мировоззрения. Б.Спиноза (1632—1677) — нидерландский философ, вошел в историю философии как приверженец пантеизма. Это философское учение, объединявшее Бога и мир, иногда полностью отождествля­ло их. На место Бога ставилась субстанция как причина самой себя, самодостаточная и самообуславливающая себя сущность, содержащая в себе потенции всех последующих состояний. Спиноза выступил с идеей очищения идеи Бога от всего личностного. Для целостной оценки пантеизма и понимания его роли в истории интеллектуальной мысли важно иметь в виду, что Ватиканский собор 1870 г. охарактеризовал пантеистов как безбожников.

Самореализация субстанции происходит в атрибутах — всеобщих, неотъемлемых свойствах и модусах — конкретных, частных свойствах предметов. Признанием мышления и протяжения атрибутами единой субстанции Спиноза преодолел ту формальную труд­ность в определении субстанции, которая имела место и в средневековой схоластической философии, и в философии Декарта.

3.Философско-теоретическими источниками французского материализма XVIII в. явились картезианская физика, английский материализм и физическое учение Ньютона. Это обусловило два направления французского материализма, которые вели свое начало от Декарта и Локка. Главным представителем первого был французский материалист Ж. де Ламетри(1709— 1751). Его материализм преимущественно механистический. В глазах материалистов XVIII в. человек был машиной. Врач Ламетри в своем главном труде «Человек — машина» провозгласил программу опытного изучения жизненных процессов. Теория познания стро­ится на позициях материалистического сенсуализма. Мыслительная деятельность понимается как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и сохраняемых памятью представлений. Сами способности ощущать и мыслить связаны с воздействием внешних тел на мозг. Поэтому именно внешний мир отражается «на мозговом экране», а сами потребности тела, по мнению Ламетри, выступают «мерилом ума». Ламетри относят к вульгарным материалистам

Главным представителем второго направления французского материализма был К. Гельвеций (1715- 1771). Он считал, что чувственное познание — это только первый шаг познающего мышления. Наблюдать, обобщать и извлекать заключения из чувственных впечатлений предстоит уму. Главным произведением Гельвеция является трактат «Об уме». Самой основополагающей способностью ума, по Гельвецию, следует считать сравнение. Сам же процесс познания предполагает признание неограниченных познавательных возможностей человека эпохи Просвещения.

Французский мыслитель XVIII в. П.Гольбах (1723—1789) перенес все субстанциональные определения на природу. «Природа есть причина всего; она существует благодаря самой себе; она будет существовать и действовать вечно; она — своя собственная причина...». «Природа вовсе не есть какое-то изделие; она всегда существовала сама по себе; в ее лоне зарождается все; она колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами...» В своем труде «Система природы», которую современники на­зывали «Библией материализма», он обосновывал идею самораз­вития Вселенной, которая одновременно есть великое целое и вне которого ничего существовать не может. Понятие Бога есть не что иное, как перенесение качеств человека на природу и поклонение продуктам собственной фантазии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: