• Причины духовного кризиса в интерпретации В.С. Соловьева.
• В. С. Соловьев о путях европейского человечества к истине
• (католичество, протестантизм, православие).
• Определите смысл категории Богочеловечества, обосновываемой В. С. Соловьевым.
• В. С. Соловьев о двойственной природе человека и перспективах становления единого Богочеловечества.
• В. С. Соловьев о роли и социальной миссии Церкви.
См.: Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2 М., 1989. С. 152–170.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Человек человечество в учении В. С. Соловьева // Вопр. философии, 1994, № 4. С.47–64.
Евлампиев И. И. Философская система Соловьев В. С. // Евлампи-ев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов М., 2002. С.177–223.
Природа и механизмы творчества в интерпретации Н.А. Бердяева
• Каков смысл категории общественность, обосновываемой
• Н. А. Бердяевым? В чем состоит ее роль в структуре творчества?
• Сравните категорию общественности с понятием «Маn», выведенным М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии.
|
|
• Н. А. Бердяев толкует «общественность» как препятствие на пути творчества. В чем он видит ограниченность критики «общественности» со стороны христианства, марксизма?
• В чем сущность Бердяевской программы преодоления «общественности». Какова роль творчества в этом преодолении.
• Как оценивает Н. А. Бердяев смысл истории, ее направленность, исходя из его понимания природы творчества.
См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С.479–498.
Дополнительная литература
Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ в. Гл. 1. М., 1992. С.22–44
Евлампиев И. И. «Новое религиозное сознание» в философии Н.Бердяева // Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С.327–357.
Точка Омега как цель и перспектива человеческой истории в концепции П. Тейяра де Шардена
• Как проявляются силы отталкивания и материализации в современную эпоху?
• Что объединяет сознание человека и сверхсознание (пункт Омега)?
• В чем сущность дифференцированного единства?
• Что характеризует любовь как общее свойство живого?
• О каких атрибутах принципа Омеги говорит Тейяр де Шарден?
• По каким трем основным линиям будет проходит «психическая тотализация»?
• О каких возможных сценариях перехода к точке Омега говорит Тейяр де Шарден?
См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 201–205.
Дополнительная литература
Старостин Б.А. От феномена человека к человеческой сущности // Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Ушаков А.Б. Идея глобального эволюционизма в концепции П. Тейяра де Шардена // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.