Макс Шелер о природе человека и статусе образования в формировании личности

• Как М. Шелер определяет природу человека?

• В чем, по мнению Шелера, состоит основная цель образова­ния?

• В чем, по мысли Шелера, состоит отличие человека от живот­ных?

• В чем, согласно Шелеру, заключается специфика образова­тельного знания?

• Что является основными побудительными силами образова­ния?

• О каких трех основных формах знания говорит Шелер?

См.: Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. С. 15–56.

Дополнительная литература

Малинкин А. Н. Макс Шелер: Очерк жизни и творчества // Со­циологический журн. 1996. № 1/2.

Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в феноменологиче­ской философии Макса Шелера // Шелер М. Избр. произв. М., 1994.

Роль предрассудков и традиций в гуманитарном познании поработе Х.-Г. Гадамера «Истина и метод»

• Каково отношение к предрассудкам с позиций идеологии Просвещения?

• Что является источником всякого авторитета: традиция или разум?

• Что в большей степени составляет историческую действитель­ность бытия человека: его суждения или его предрассудки?

• Какую форму авторитета с особым усердием отстаивал роман­тизм?

• Почему в науках о духе должен присутствовать действенный момент традиции?

См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герме­невтики. М., 1988. С. 317–338.

Дополнительная литература

Бессонов Б. Герменевтика. История и современность // Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Малахов В.С. К характеристике герменевтики как способа фило­софствования // Философская и социологическая мысль. 1991. № 6.

Морфология культуры» О. Шпенглера в сочинении «Закат Европы»

• Что понимает О. Шпенглер под термином «мир-как-история»?

• Что называет О. Шпенглер «птолемеевской системой истории» и за что критикует ее?

• Почему О. Шпенглер называет свою историческую концепцию «морфологией культуры»?

• Как определяет О. Шпенглер цивилизацию? Каковы ее отли­чительные черты?

• Что такое «нефилософская философия» будущего и каким ме­тодом она характеризуется?

См.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Ч. 1. Гештальт и действительность. М., 1993.. С. 128–135, 144–147, 150–153, 163–69, 180–182.

Дополнительная литература

Дубнов А. П. «Падение Запада» и глобальные проблемы челове­чества (общедоступное введение) // Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. СПб., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: